ОБЖ вместо русского, остальное – за деньги?
Какие мифы появились вокруг новых образовательных стандартов и что с ними делать
Ирина Абанкина
31.01.11 | 17:12
Не прошло и года, и разговоры «о трех уроках» снова набирают силу. Весной 2010 года в связи с законом о статусе бюджетных учреждений судачили о том, что останется только три бесплатных предмета, а за остальные занятия родителям придется платить. Теперь про «три урока» вспомнили в связи с общественным обсуждением нового закона «Об образовании», хотя в этом законе содержание образовательных стандартов не расписывается. И в интернете идет сбор подписей против новых стандартов. Чем вызвано общественное недовольство?
Стоит напомнить, что разработка учебных стандартов идет уже несколько лет, и все понимают необходимость обновления стандартов в школе. Закон об образовании предусматривает обновление стандартов раз в 10 лет, хотя есть страны, где стандарты обновляются каждые пять лет, а Великобритания взяла обязательства по обновлению стандартов через каждые три года.
Стандарт для начальной школы уже принят, его уже опробовали в отдельных школах, а с сентября по нему начнут работать все школы.
Сейчас идет экспертное обсуждение стандартов основной и старшей школы. В новых стандартах для старшей школы действительно предлагается всерьез перейти к индивидуализации образовательных программ для каждого ученика. При этом программа, которую выберет учащийся, должна быть комплексной. Каждому ученику предлагается шесть блоков предметных областей (регионы могут добавить еще один блок). В каждой из этих областей ученик не может, а обязан выбрать один или два предмета. Таким образом, получается минимум 6, максимум – 14 предметов. Плюс еще три предмета, которые будут изучать все в обязательном порядке.
В каждом блоке ученик может выбрать не только предмет, но и его уровень: можно выбрать базовый уровень физики, а можно с профильным углубленным изучением, если старшеклассник рассчитывает поступить в профильный вуз и ему это необходимо. Базовый уровень – три часа в неделю, а профильный – уже пять. Также внутри блока можно выбрать интегрированную программу; например, если ученик не собирается углубляться ни в химию, ни в физику, то можно выбрать интегрированный курс по естествознанию, чтобы чувствовать себя современным компетентным человеком. Многие школьники и их родители сейчас жалуются: когда уже выбрана, скажем, языковая специальность, то для чего углубленное изучение химии и физики? Выбрав интегрированный предмет, эти школьники смогут высвободить самое ценное в старшей школе – время, время для изучения того предмета, который им на самом деле потребуется.
При этом есть несколько дополнительных возможностей, как, например, сетевое взаимодействие нескольких учреждений. Если в школе не набирается достаточного числа учеников, которые хотели бы изучать экологию, то несколько учебных учреждений могут организовать объединенную группу. В режиме сетевого взаимодействия возможно даже профильное изучение этого предмета.
Мы часто ругаем ребят за то, что они не самостоятельны. Новые стандарты дают возможность сделать выбор. Теперь мы говорим школам, что у них есть шанс дать этот выбор, есть возможность перевыбрать предметы, изменить профиль своей образовательной программы, если вдруг возникнет необходимость.
Сами области сформированы комплексно и составляют ядро: 4 области – гуманитарные, одна – точные науки, и еще одна – естественно-научная. Если старшеклассник уверен в своих знаниях русского языка, то он может его не выбирать, отдав предпочтение другому предмету из группы (но ЕГЭ по русскому никто не отменяет). Сейчас все любят вспоминать советскую школу: у нас в старших классах тогда русского тоже не было, но на экзамене за сочинение выставлялось две оценки. На этой ступени образования русский язык – уже инструмент познания, его должны были освоить в основной школе, а не обязательно в старшей. Но если ученик хочет углубленно заняться русским или подтянуть свои знания к ЕГЭ, то он выбирает этот предмет.
В дополнение к предметам по выбору есть три обязательных предмета: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Их нельзя не выбрать. Есть предположения почему выбрали именно эти предметы. С учетом высокой нагрузки, которая есть в старшей школе, родители и дети могут начать отказываются от физкультуры, а это ущерб здоровью. С ОБЖ схожая ситуация, но мы должны понимать, что наша безопасность зависит от каждого из нас. Не могу забыть, как 15 лет назад у меня загорелась проводка, и я ее водой заливала, пока не пришел сосед и не выключил рубильники. Эти навыки, что в таком случае не за ведром воды надо бежать, а отключать электричество, должны быть под коркой. Что касается предмета «Россия в мире», – да, это формирование идеологии. Этот предмет формирует мировоззрение школьников. Для меня позитивом является то, что это светский предмет, потому что сейчас идет очень сильное давление со стороны конфессий. Это поле больших интересов.
В дополнение ко всем предметам каждый ученик должен сдать индивидуальный проект (или сделанный в малой группе). Человек, выходя из школы, получив аттестат, будет знать, что такое проект, как его делают и как защищают. Это очень важный навык в современном мире. Таким образом учебный план становится сбалансированным.
Обсуждение новых стандартов идет давно, и никто не говорит, что их примут сегодня. Мягко говоря, на несколько лет будет растянута подготовка: должны быть разработаны учебники, методические пособия. Вряд ли это произойдет до 2016 года. Есть опыт школ, которые давно работают по программам индивидуального образовательного выбора (но тогда школьники могли выбирать несколько профильных предметов, продолжая изучать все остальные). Такой опыт есть в московских школах, которые тесно сотрудничают с вузами, такими, как РГГУ, ГУ-ВШЭ, МГУ, «Бауманка», где старшеклассники, занимаясь с вузовскими преподавателями, потом очень хорошо сдавали экзамены и продолжали образование. Но такой позитивный опыт есть не только в Москве, но и, например, в Якутске, Новосибирской области, Татарстане, Чувашии.
Опасения, которые сейчас высказываются, на мой взгляд, связаны с опасениями самих учителей, что они не справятся с новыми стандартами. Да, учителям придется меняться и профессионально продвигаться, чтобы реализовать образовательный стандарт. Да, опять идут спекуляции по поводу трех обязательных предметов, что они будут бесплатными, а за остальное придется платить. Выбор соединяется в глазах общественности с платностью, – что абсолютная выдумка. Нет понимания у родителей, что такое проект, как его сдавать. Из-за всех этих опасений нововведения трактовались очень фрагментарно, поэтому обсуждение новых стандартов и вызвало такое возбуждение.
Правильно, что споры идут, но мы нуждаемся в осовременивании нашего образования. В начальной школе успехи наших детей признаны: мы лидеры по международным сравнительным исследованиям. А к пятнадцатилетнему возрасту мы этот потенциал растрачиваем, мы до сих пор занимаем те же позиции, что и десять-пятнадцать лет назад. Мы топчемся в третьей группе стран с показателями ниже среднего: в расходах на образование мы уже перешли во вторую группу стран, а результаты оставляют желать лучшего.
http://slon.ru/blogs/abankina/post/525725/
********************************************************
Серьезные цели – за три копейки?
О чем забыли при обсуждении закона «Об образовании»
Ирина Абанкина
01.02.11 | 16:32
Сегодня закончилось общественное обсуждение закона «Об образовании». В сети появилось около 11 000 предложений и поправок. Теперь рабочей группе предстоит рассмотреть все предложения и внести изменения в законопроект.
Нужно искать баланс между двумя направлениями: с одной стороны, нельзя потерять предыдущую систему образования, а с другой – нельзя отклоняться от вектора открытости – открытости современных финансовых механизмов, доступности бюджетных ресурсов для учебных заведений всех форм собственности, когда финансы увязаны с качеством и действуют механизмы прозрачной конкуренции.
Все соглашаются, что надо сохранить и защитить академические свободы, предоставить автономию образовательным учреждениям, но все сходятся и на том, что нужны механизмы контроля качества. Нужно дать отпор псевдообразованию, продаже дипломов, некачественным программам. Чтобы решить проблему, нужен не только государственный, но и общественный контроль, проверка качества через различные механизмы аккредитации и рейтингования.
Серьезная задача – это превращение вузов в научно-образовательные центры, чтобы они занимались трансляцией накопленных знаний. Если удастся гарантировать финансирование научных исследований и при этом спрашивать за их результативность, это продвинет ситуацию вперед.
Предложено много социальных поправок, например, связанных с укреплением социального статуса педагога. На самом деле закон «Об образовании» не регулирует заработную плату педагогов, но с другой стороны, утвердить в законе некоторые трудовые нормы, установить базовый оклад возможно. Этот вопрос всерьез рассматривается.
Большую волну поднял вопрос о стипендиях. Стипендии есть во всем мире. Это механизм социальной помощи – равного доступа к образованию для ребят из разных семей, плюс инструмент мотивирования лучших студентов. Все это задекларировано и сегодня, однако размеры стипендии таковы, что не выполняется ни одна, ни другая задача.
Часто мы хотим достичь серьезных целей за три копейки, у нас это не получается, и мы решаем, что меры были приняты неправильные, а на самом деле, мы же в них не инвестировали: ни в статус педагога, нив стипендии, ни в научные исследования. Сейчас, если решения одобрены, то нужно обеспечить механизмы инвестирования, чтобы можно было ждать результата.
Есть важные изменения, которые при обсуждении остались без внимания. Например, развитие рыночных инструментов. Сегодня мы в некоммерческом секторе не можем превратить технологию в продукт, который можно продавать и коммерциализировать. Наше гражданское законодательство препятствует распространению некоторых норм, принятых в бизнес-сфере, на некоммерческий сектор. Из-за этого мы часто проигрываем зарубежным партнерам, которые приходят на российский рынок, пользуются коммерческой концессией, кредитованием, инвестициями и т.д, опираясь на международную защиту интеллектуальной собственности и технологий. Но это мало волнует общество, и вряд ли тут будут сделаны серьезные шаги.
Осталась без внимания и попытка внести в закон нормы уже подписанных нами деклараций, например, Болонской конвенции, переход на кредитно-модульные механизмы. Эта система позволяет мобильно строить образовательную программу, набирать ее по разным университетам, в разных странах. Но есть недопонимание, связанное и со словом «кредит». Многие видят тут только финансовый механизм, хотя в данном случае кредит – это учебная единица, мера тех предметов, которые набирают студенты в процессе обучения. Усиливает непонимание и то, что в законе речь идет и о кредитной поддержке со стороны государства: там слово «кредитование» используется в общепринятом смысле.
Думаю, что в течение месяца итоги обсуждения будут подведены, и закон претерпит заметные изменения. Насколько предложения реализуемы, трудно сказать. Нужно понять, для чего этот закон. Для появления нефинансируемых мандатов, которые были в конце девяностых – начале двухтысячных? Или это сбалансированный и ответственный законопроект? Сколько стоит этот закон и насколько его сегодня можно реализовать? Непонятно, насколько государство готово финансировать изменения, поэтому многие говорят о декларативности закона.
Мне кажется, что в общественном обсуждении был перекос: активно включились педагоги, руководители образовательных учреждений, органы управления образованием. Но сами семьи участвовали гораздо меньше. Единственный серьезный всплеск общественного интереса был связан с высказываниями про стипендии. Впрочем, это связано с масштабностью закона. Это сложный, огромный акт, и те предложения, которые появились в ходе слушания, – скорее пожелания, которые предстоит проверить юристам: насколько эти пожелания реализуемы в нормах закона.
http://slon.ru/blogs/abankina/post/525989/