Кино. «V» значит Вендетта.
“…во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины” хочется вспомнить замечательный, незаслуженно забытый нашим ТВ, провокационный, и в какой-то мере даже пророческий фильм “V” значит Вендетта” (“V for Vendetta”), который разоблачает многие приёмы тоталитарной власти, с помощью которых она устанавливается и правит умами и телами людей.
Картина основана на графическом романе (а попросту – комиксе) Алана Мура и Дэвида Ллойда. В конце 90-х братья Вачовски, ещё до того, как прославились на весь мир «Матрицей», написали по мотивам этого комикса сценарий. По странному совпадению, фильм вышел в прокат в 2006 году, как раз после страшных взрывов в лондонском метро.
Но фильм явно не устроит тех, кто ожидает увидеть очередную супергеройскую экранизацию комикса. Да, здесь есть бесстрашный мститель в чёрном плаще и маске, но его роль – чисто символическая. Это не человек, а олицетворенная идея. “V” значит Вендетта” – это история революции, её зарождения, развития и последующего воплощения. Историческую подоплёку сюжета составляет день 5-го ноября 1605 года, когда английский дворянин-католик Гай Фокс, участник знаменитого Порохового заговора, сделал подкоп под здание Парламента с целью взорвать его. Он должен был поджечь фитиль, ведущий к пороховому складу под палатой лордов. План провалился, а Фокса поймали и казнили. С тех пор ночь 5 ноября принято называть «Ночью Гая Фокса».
Главный герой фильма выбрал для себя образ и маску Гая Фокса, как символ бесстрашного сопротивления существующей власти. Судьба сводит его с девушкой Иви, неприметной сотрудницей телекомпании. Ему суждено в корне поменять её мировоззрение и судьбу. А вслед за ней – изменить взгляды миллионов людей, открыть им глаза на правду и избавить от страха и порабощения властями.
Место действия фильма – Англия 20-х годов XXI века. Тоталитарный, отчасти даже фашистский режим, морально загнивающий и погрязший в коррупции, улицы, на которых “силовые структуры” устраивают беспредел, телевидение, вещающее радостную патриотическую ложь… В общем, знакомая картинка. И не только по “1984″ Оруэлла. Но Вачовски не уделяют большого внимания детальному описанию всех подробностей мрачного будущего. Альтернативная тоталитарная Англия прорисована грубо и безыскусно, она выполняет лишь роль декорации для действий главного героя.
Фильм довольно пафосный. Главный герой почти постоянно говорит пятистопным ямбом, звучат цитаты из Шекспира и классическая музыка. Но ведь благородный пафос – это тот материал, на котором держится любая революция. Фильм представляет собой одну большую метафору, а потому главным героем здесь является не конкретный человек, а движущая сила протеста. V – это не человек, это идея, а идею нельзя убить пулей, её нельзя заточить в тюрьму. Это гнев сотен, тысяч, миллионов людей, сосредоточенный под улыбчивой маской.
Нельзя не отметить актёрский подвиг Натали Портман и Хьюго Уивинга. Первой пришлось для съёмок побриться наголо, а второму – весь фильм изображать своего персонажа лишь с помощью жестов и голоса. Они справились со сложной задачей: одно дело играть живых людей, другое – исполнять роль олицетворенных символов борьбы и страдания.
Фильм получился впечатляющим по своему эмоциональному и идеологическому заряду. Здесь мало действия и спецэффектов, а большая часть ленты состоит из диалогов и рассуждений о правде, свободе и справедливости. Финальная сцена, хоть и достаточно предсказуемая, не теряет из-за этого своей силы. Рассказывать о ней нет смысла, её надо видеть. Так что – смотрите сами…
Режиссёр: Джеймс МакТиг.
Сценарий: Энди Вачовски, Ларри Вачовски, Алан Мур (комикс).
В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Фрай, Руперт Грэйвз, Кейт Хау, Джон Херт, Стивен Ри, Тим Пиготт-Смит, Наташа Уайтман, Шинейд Кьюсак.
Ольга Котогонова.
30.08.2010