До электронных газет – уже недолго
Носители для них появятся уже в этом году, и за год-полтора они могут стать привычными для читателей
Александр Маляревский
27.08.10 | 21:01
LG демонстрирует прототипы давно обещанных дисплеев, способных подорвать мировой рынок полиграфии, – цветной экран для электронных книг с диагональю 9,7 дюйма и гибкий экран для «электронных газет» с диагональю 19 дюймов. Впрочем, примечательны не сами прототипы; примечательно то, что компания обещает начать их серийное производство к концу текущего года.
Как это повлияет на рынок печатной продукции? Чтобы понять ближайшее будущее, нужно вспомнить недалекое прошлое. Относительно недавно e-ink-дисплеи совершили, казалось бы, невозможное: прорвались на рынок, полностью занятый LED-панелями, создав там новую нишу и заняв ее.
При этом по большинству технических характеристик изображения – яркости, контрастности, скорости обновления – e-ink-дисплеи безнадежно проигрывали жидкокристаллическим, но при этом выигрывали в экологичности. Поверхность «электронно-чернильного» дисплея не бликует, из-за отсутствия подсветки изображение не мерцает, а работа в отраженном свете позволяет читать на сколь угодно ярком свету (хоть на пляже).
Эти факторы и обеспечили широкое распространение таких дисплеев в ридерах, но в то же время сделали ридеры узкоспециализированными устройствами, на которых можно читать только книги. Именно поэтому широкое распространение ридеров на данном технологическом этапе меняет рынок книг, но не влияет на другую печатную продукцию. Новые экраны изменят традиционный подход к газетам, а также к «книжкам-с-картинками».
Большие и гибкие e-ink-экраны прекрасно подходят для «электронных газет»: они позволяют отобразить всю газетную полосу в традиционном виде и в привычном масштабе. Конечно, такой экран не свернуть как газету (в четыре, шесть раз и более). Гибкость нужна лишь для надежности в условиях «газетного» использования – при чтении, например, в транспорте. Но крупный размер e-ink-листа позволяет читателю окинуть глазом всю газетную полосу разом и быстро найти там интересующие материалы, как и в обычной газете.
То есть, издательствам не нужно «перешивать» подачу материала под новые носители, и продвижение «электронных газет» крайне выгодно. Рекламодатели останутся теми же, а возможность сэкономить на полиграфии очевидна и даже, возможно, позволит сделать электронные газеты бесплатными для читателей. Вопрос только в том, когда именно газеты «распробуют» преимущества нового носителя. А как распробуют – будут спонсировать скорейшее распространение таких ридеров. При такой ситуации «узким местом» станет производительность конвейеров, выпускающих гибкие e-ink-«листы». За год-полтора такие носители станут привычны для читателей.
А что касается «электронных чернил» с поддержкой цвета и увеличенной диагональю, то такие ридеры получат дополнительный импульс для распространения и смогут отображать «книжки-с-картинками»: книжки для детей, комиксы, каталоги, учебники и т.д. Конечно, часть этого рынка будут «отъедать» пираты. Но пираты не в состоянии «убить» рынок. Кроме того, начиная с определенного уровня развития (количества посетителей) поставщик нелегального контента начинает коммерциализироваться. Распространение электронных книг приводит к росту читательской активности и, как следствие, к росту книжного рынка. Так что появление e-ink-дисплеев с поддержкой цвета и носителей для «электронных газет» усилит эту тенденцию и будет способствовать увеличению популяции «человека читающего».