Минфин готовит обмен денег на сертификаты
Елена Гостева
25 августа 2010 года, 13:12
Минфин задумал модифицировать идею безотзывного вклада, предложив банкам ввести сертификаты. Правда, для этого сначала нужно внести поправки в Гражданский кодекс.
Финансовые ведомства снова вернулись к обсуждению вопроса о том, нужно ли вводить в перечень банковских услуг безотзывные вклады. Минфин подготовил поправки к Гражданскому кодексу, которые позволят банкам привлекать долгосрочные ресурсы на базе аналога вкладов без права досрочного расторжения договора. Ведомство намерено предложить клиентам банков сберегательные сертификаты. Сейчас поправки направлены на согласование в Минэкономразвития и Центробанк.
Тот факт, что вкладчик в любой момент может, например, на волне общей финансовой паники или слухах о проблемах одного конкретного банка забрать свои средства, давно вызывает опасения у финансистов. История российской банковской системы знает печальные примеры, когда в банки массово приходили вкладчики с требованием вернуть им средства. Самый показательный пример — история краха Гута-банка летом 2004 года, когда у этой организации за три дня досрочного погашения вкладов закончились свободные средства. Далее около офиса банка начались митинги протеста, а затем потребовалось вмешательство Владимира Путина, бывшего в то время президентом страны. Впоследствии банк был выкуплен Внешторгбанком за символические деньги — 100 тысяч рублей. Ныне он существует как розничный банк группы ВТБ под именем ВТБ24.
Именно поэтому авторы идеи безотзывных вклады пропагандируют эту возможность еще с 2005 года: если человек готов взять на себя обязательство не забирать вклад в течение заранее оговоренного срока, то банк может ему за эту предложить повышенный процент. Но данную идею зимой 2009 года раскритиковал президент Дмитрий Медведев и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Тогда к практике безотзывных вкладов планировал вернуться Центробанк, озабоченный проблемой ликвидности в банковской системе.
Заместитель начальника департамента разработки и продвижения банковских продуктов РосЕвробанка Дарья Струкова рассказала BFM.ru, что сама идея появления безотзывных вкладов не нова и давно обсуждается. Однако до сих пор предложения о таких вкладах не получали одобрения в правительстве. «Задуманные Минфином изменения в Гражданском кодексе, касающиеся депозитных сертификатов, — это еще одна попытка узаконить невозможность отозвать свои средства из банка. Такие средства удобны и выгодны для банка, так как позволяют качественно улучшить ресурсную базу банка».
С ней соглашается вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов, говоря о том, что безотзывные вклады могут существенно улучшить качество ресурсной базы банков: «Наличие в пассивной базе ресурсов с заранее известным сроком возврата очень привлекательная опция. Это дает возможность более точно прогнозировать потребность в средствах и грамотнее управлять ресурсами по срокам».
Хотя он сомневается, что безотзывные сертификаты будут занимать значительную долю в пассивной части баланса. «Все-таки спрос на них будет, по крайней мере в первые годы, крайне ограниченным», — говорит банкир. По его словам, сертификат все же не вклад. Депозитные сертификаты, даже будучи безотзывными, по предложению Минфина, можно будет при желании обратить в деньги в любой момент — продав их на рынке. Кроме того, они будут приниматься в залог под краткосрочный кредит в другом банке. Для клиентов эти опции удобнее, чем просто открыть депозит без возможности его отзыва, полагают в Минфине. Дмитрий Орлов отмечает, что первый вопрос со стороны клиента — о ликвидности инструмента: «Для большинства клиентов, выбирающих стандартный депозит, возможность его изъять в любой момент и получить живые деньги является дополнительной гарантией. Поэтому вклады сейчас так популярны, а инструмент без возможности досрочно получить свои средства серьезно сужает круг потенциальных держателей. Механизм продажи за живые деньги на открытом рынке пока не освоен клиентами, и пройдет значительное время, пока люди научатся его использовать». Кроме того, поскольку сейчас нет самих депозитов, нет и рынка их продажи-покупки, и кто-то должен его организовать и контролировать.
Есть и еще один слабый момент у сберегательных сертификатов на предъявителя — они не попадают под действие закона о страховании вкладов. Ведь сертификат — это не вклад, а ценная бумага. «В остальном же идея имеет право на жизнь, и часть клиентов, конечно же, может воспользоваться этим предложением. Но для этого должны быть очевидные преимущества, например, более высокая доходность», — отмечает Дмитрий Орлов. При этом, как парадоксальный случай, если сделать все вклады безотзывными, то можно избежать и паники в банковских рядах, и досрочного массового изъятия вкладов, но при это и самих вкладов уже не будет, так как суть вклада как инструмента исказится. Поэтому введение безотзывных сертификатов лишь частично может решить проблему досрочного изъятия при наступлении форсмажора. «Гораздо более эффективным инструментом — и мы в этом убедились в 2008 году— является страхование вкладов», — говорит банкир.
Аналоги у сберегательных сертификатов на российском рынке были и ранее — например, облигации государственного сберзайма (ГСО) в конце 1990-х годов. Выпускал эти облигации Минфин, а распространяли их среди населения коммерческие банки, в том числе Сбербанк. Раз в квартал держателям бумаг выплачивался доход — купон (в финансовой среде эта операция так и называлась — обрезание купонов, — BFM.ru). Но дефолт 1998 года надолго подорвал доверие население к государственным ценным бумагам, поэтому идея сертификатов и других народных ценных бумаг может быть реанимирована только сейчас — спустя более 10 лет после массового разочарования в «бумагах на предъявителя».