К чему приведет появление в России государственного счетчика посещаемости сайтов?
Текст: Андрей Ромашков
Об инициативе создать официальный счетчик рассказали собеседники «Ведомостей». Интернет-площадки будут обязаны предоставлять агрегатору данные о своей аудитории, иначе им запретят размещать рекламу. Как работает существующая система, которую хочет взять под контроль государство?
Фото: depositphotos.com
Подсчет посещаемости сайтов кажется тривиальной задачей. Человек заходит на портал посмотреть новости, срабатывает счетчик — вот и один посетитель. Это в теле- или радиорейтингах все сложно: выборки, дневниковые исследования, пиплметры. В интернете считают всех.
На деле же данные различных сервисов подсчета посещаемости могут кардинально различаться. Наиболее общедоступные исследования в России делают «Яндекс» и Rambler. Если для примера проанализировать верхушки обоих списков, «Яндекс» на первое место ставит самого себя, Rambler вообще не считает «Яндекс.Новости» новостным порталом. На второе место «Яндекс» ставит сайт «Комсомольской правды», Rambler помещает газету на 30-е место. Rambler считает самым читаемым интернет-СМИ Lenta.ru, а по версии «Яндекс» посещаемость портала в полтора раза ниже. В топ-10 Rambler попали Sm News и СМИ2, у «Яндекса» они в третьем десятке. И так далее.
Mediascope — главный источник телевизионных рейтингов, который собеседники газеты «Ведомости» прочат на роль будущего госсчетчика интернет-пользователей — топ новостных сайтов не публикует. Зато там можно найти данные о динамике месячной аудитории BFM.ru (правда, почему-то вдвое более низкие, чем по оценкам «Яндекса» и Rambler). Кстати, читают портал радиостанции почти исключительно люди с доходом средним и выше среднего: то ли название привлекательное, то ли информированность помогает себя обеспечить.
На западном рынке исследований интернет-аудитории доминируют SimilarWeb и Alexa, но консенсуса нет и у них. Топ-3 сайтов российских СМИ по версии Alexa — РИА Новости, РБК, Lenta.ru, а по версии SimilarWeb — Lenta.ru, РИА Новости, РБК.
В теории преимущества создания официального счетчика посещаемости сайтов очевидны: точная информация, заверенная государством, позволит рекламодателям более эффективно распределять бюджеты, а рекламным площадкам — получать справедливое вознаграждение в зависимости от интереса аудитории. Теоретические недостатки тоже лежат на поверхности: отсутствие конкуренции в точности подсчета, трудности с принуждением иностранных игроков, гипотетическое занижение рейтинга неугодных сайтов.
Каковы могут быть последствия появления в России единого рейтинга сайтов на практике, можно только гадать. Ни одной страны, в которой подобная система была бы введена на государственном уровне, найти не удалось.