ФНС обяжет бизнес платить страховые взносы и НДФЛ за самозанятых
Текст: Евгений Перельчук
Об этом заявил глава Минфина Антон Силуанов. Таким образом, по мнению министра, будет оказываться влияние на «ушлых предпринимателей», уходящих от уплаты налогов
Фото: depositphotos.com
Федеральная налоговая служба обяжет бизнес платить страховые взносы и НДФЛ за самозанятых, сообщает РИА Новости. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов на заседании Госдумы. Таким образом, ведомство повлияет, по словам министра, на «ушлых предпринимателей», которые уходят от налогов.
Почему самозанятый — это очень выгодно? Берем обычный трудовой договор. Взносы пенсионного страхования — 22%, социального — 3%, медицинского — еще 5%. Прибавляем ставку НДФЛ в 13%. В итоге в среднем работодатель платит за работника 43%. Здесь еще не учитываются страхование по временной нетрудоспособности или взносы по травматизму.
Самозанятые же освобождаются от уплаты подоходного налога и НДС. Они обязаны платить налог в 4% от своего дохода при работе с физлицами и 6% при работе с ИП и юрлицами. Четыре процента платить или более сорока? Вопрос риторический. В теории можно работать только с самозанятыми — выгода очевидна. Используют такую лазейку пока не все, говорит самозанятый фотограф Валерия.
«На одном предприятии я в штате, я там действительно работаю каждый месяц — у меня определенное количество съемок, я фотограф. А там, где я самозанятая, у меня бывают иногда съемки. Но это нерегулярно. Люди, которые нанимают, с удовольствием платят в конвертах. Мне кажется, что многие даже не знают о том, что можно самозанятых устраивать вместо штатников. Потому что всем очень выгодно никого не устраивать, а платить в конвертах».
Некоторые работодатели прибегают к прочим уловкам, чтобы минимизировать налоги. Например, заключают договор гражданско-правового характера или сотрудничают с индивидуальными предпринимателями. По форме ИП ставка на доходы — 6%, но остается уплата взносов, пенсионных и медицинских. ИП форма как бы промежуточная между обычным трудовым договором и самозанятыми. Но последние вне конкуренции, отмечает директор Института профессионального кадровика Валентина Митрофанова.
Валентина Митрофанова
директор Института профессионального кадровика«У меня в компании работает самозанятый юрист. То есть он не был у меня штатным работником, он работал на гражданско-правовом договоре. После этого, когда он оформил себе, собственно, патент, он пришел и сказал, что получил статус самозанятого. Для меня, конечно, получилась существенная экономия в виде взносов, которые я теперь не плачу. Раньше в Пенсионный фонд я платила. То есть это хорошая экономия. Если ко мне придет человек, который будет просить, чтобы я его оформила по трудовому договору, и наравне с этим будет приходить самозанятый, то, конечно, с экономической точки зрения я приму самозанятого».
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что «ФНС видит все те предприятия, которые пытаются взять себе вместо штатных работников самозанятых». Такому бизнесу следует досчитать налоги, но не в этом году, а в следующем.
Как будут выявляться нарушители, пока неясно. Конкретных методов у ведомства сейчас нет, но, по словам Силуанова, они появятся в следующем году. Позиция Минфина сейчас только навредит всему эксперименту, уверен основатель компании «Уральская гиря» Артем Артемьев.
Артем Артемьев
основатель компании «Уральская гиря»«Не секрет, что многие пытаются сэкономить, выводя сотрудников за штат. Самозанятыми себя почувствовали люди, которые в правовом поле работают. С ними стало выгодно иметь дело предприятиям: малому и среднему бизнесу. А сейчас мы видим, что малый и средний бизнес будет их чураться и с опаской относиться к сотрудничеству с этой категорией новых бизнесменов. Нужны какие-то другие решения. Эксперимент по самозанятым только начался, а уже может иметь такие отрицательные последствия».
Конечно, в правилах для самозанятых подобные кейсы предусмотрены. Например, самозанятый не может работать с фирмой, в штате которой он состоял ранее в течение двух лет. Звоночком для налоговой станет и постоянное оказание услуг одной и той же компании.
Но всегда есть место для лазеек, самозанятые — это все-таки эксперимент. Главное для властей сейчас — вывести предпринимателей из тени, а уже потом, скорее всего, поднимать налоги. «Из сумрака» уже вышли 240 тысяч самозанятых, и до 2028 года Минфин ожидает еще 2 млн человек.