ВЦИОМ: россияне видят политическими лидерами Штирлица и Сашу Белого
Кроме того, в список идеальных политиков из числа киногероев попали профессор Преображенский из экранизации булгаковского «Собачьего сердца» и герой «Брата» Данила Багров. О чем говорят результаты опроса?
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица. Фото: кадр из кинофиольма «Семнадцать мгновений вестны»
ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели опрос об идеальном политическом лидере среди популярных образов киногероев. Сначала участников исследования просили назвать наиболее важные качества для политического лидера. Оказалось, что это честность, образованность и компетентность, а также близость к народу. Дальше респондентам зачитали список из 11 популярных киногероев из советских и российских фильмов и спросили, кого из них люди наиболее ассоциируют с этими качествами.
Лидером оказался главный герой фильма «Семнадцать мгновений весны» советский разведчик Штирлиц — у него 20% голосов. Профессор Преображенский из экранизации булгаковского «Собачьего сердца» получил 12%. Далее в рейтинге идут Данила Багров — герой фильмов «Брат» и «Брат-2», а также неустрашимый следователь в погонах и юбке Мария Швецова из фильма «Тайны следствия». За них проголосовали 11% россиян. Комментирует глава ВЦИОМ Валерий Федоров.
Валерий Федоров
генеральный директор ВЦИОМ«Есть ли какие-то социально-демографические отличия? Да. Данила Багров и Мария Швецова более отвечают представлениям об идеальном политическом лидере, управленце, государственном деятеле с точки зрения более молодой аудитории. Профессор Преображенский — это выбор старшего поколения, жителей крупных городов. Если говорить о Штирлице, то за него в большей степени высказываются люди среднего и особенно старшего возраста, а также жители сел и малых городов».
В опросе приняли участие 1600 человек старше 18 лет. Как можно трактовать результаты нынешнего исследования ВЦИОМ? Запрос на какого политика отображают Штирлиц и Преображенский? Комментирует глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко, который и сам ранее проводил подобный опрос.
— Если брать набор архетипов, есть определенная проблема в том, что не все архетипы представлены. Например, нет архетипа шута, а это у нас в стране третья по популярности партия. В архетипе шута у нас Владимир Вольфович Жириновский, а подобного же персонажа у нас здесь не было. Второе — нет архетипа простодушного, а это тоже очень востребованный образ. Есть простодушный борец Данила Багров, но это немного другое. Нет архетипа заботливого, а это вообще сегодня главный электоральный запрос. В целом перебор «магов», то есть первые два места заняли боевой «маг» Штирлиц и «маг»-экспериментатор профессор Преображенский. Я думаю, что надо поработать, конечно же, со списком персонажей, но если говорить о востребованных образах, мы видим, что сегодня в мире выигрывают очень часто кандидаты с сильным элементом образа шута: и Беппе Грилло в Италии, и Зеленский на Украине. В России этот образ нового шута, шута для нового поколения (при всем уважении к Владимиру Вольфовичу Жириновскому, любое амплуа имеет срок годности), я думаю, мог бы быть интересен.
— А сейчас получилось, что жесткая рука выиграла?
— Выиграла не жесткая рука, выиграли «маги». Один «маг» для глубинки — это Штирлиц, и другой «маг» для городов-миллионников, со скепсисом, с сарказмом — профессор Преображенский. И, кстати, такого персонажа у нас нет, а я думаю, что есть запрос как раз на партию крупных городов, на нового «мага», на что-нибудь типа Михаила Прохорова периода его расцвета.
— Что насчет вашего опроса?
— Мы делали опрос: кто может стать русским шутом? И там, насколько я помню, победил с точки зрения популярности Сергей Шнуров из группировки «Ленинград». Он как претендент на «русского Зеленского» набрал наибольшее количество голосов.
Новый опрос проводился к 20-летию аналогичного исследования ВЦИОМ и РОМИР. Тогда россиян спрашивали, за кого из киногероев они бы проголосовали на ближайших президентских выборах. Лидерами того опроса стали Петр I, Глеб Жеглов, маршал Жуков и Штирлиц. В списке были не только выдуманные персонажи, но и герои, которые имеют исторические прообразы, например Петр Великий и маршал Жуков. В этот раз решили не смешивать плоды фантазии авторов и тех героев, у которых были прообразы.