Москвичи поднимались в Театр эстрады по могильным плитам
Среди них — надгробие полковника Петра Бекетова, которое стояло в Новоспасском монастыре. Гранитные ступени театра на Берсеневской набережной Москвы-реки разобрали для того, чтобы отремонтировать в ходе благоустройства территории
Фото: Подслушано в Москве/«ВКонтакте»
Москвичи обнаружили около Театра эстрады на Берсеневской набережной фрагменты надгробий. Выяснилось, что гранитные ступени театра сделаны из могильных плит старых московских кладбищ, которых теперь не осталось. На некоторых плитах отчетливо видны даты рождения и смерти — XVIII и XIX века. Часть плит историки и москвоведы уже идентифицировали.
Гранитные ступени театра на Берсеневской набережной Москвы-реки разобрали для того, чтобы отремонтировать в ходе благоустройства территории. История, характерная для 1930-х годов, когда ломали старый мир, говорит член координационного совета общественного движения «Архнадзор», сотрудник «Яндекс.Карт» Александр Фролов.
Александр Фролов
член координационного совета общественного движения «Архнадзор», сотрудник «Яндекс.Карт»«Я увидел публикацию в сети с фотографией, поехал смотреть. Театр эстрады и эта лестница строились в 1930-е годы. Это камни с московских кладбищ. Был атрибутирован один камень — надгробие полковника Петра Бекетова, которое стояло в Новоспасском монастыре. То есть, видимо, кладбище Новоспасского монастыря очищалось от старых надгробий. Причем надгробие Бекетова — особый случай, это выдающийся памятник русского искусства, русской скульптуры, можно найти его фотографии. На этом массивном постаменте стояла скульптурная группа из двух фигур, двух женщин. Потом эти фигуры перенесли в Музей архитектуры, и далее следы их теряются. Возможно, в каком-нибудь запаснике они и есть. Это довольно старая практика, в советское время, как раз в 1930-е годы, многие считали, и власть считала, что от старого мира они отрекутся полностью, это все не представляет интереса для будущего государства рабочих и крестьян, поэтому все это утилизовали, в данном случае сделали ступени. Точно так же, как многие выдающиеся произведения архитектуры: крепостные стены Серпухова, например, разбирались на щебень для строительства московского метро. Это явление того же порядка».
По словам представителя «Архнадзора», лучшим решением было бы оставить эти плиты там, где их обнаружили. Это ведь тоже часть истории Москвы. С другой стороны, департамент культурного наследия столицы решил, что могильным плитам не место у Театра эстрады. Правда, что с ними делать, пока тоже не знает. Возможно, какие-то из плит отправятся в музеи.