Не «Дружба», а двоевластие
Текст: Евгений Перельчук
В одном из подмосковных СНТ выбрали нового председателя. Дистанционно, с помощью электронной регистрации. Бывший председатель подозревает, что это мошенничество, но ничего не может поделать
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
В редакцию Business FM обратилась Елена Тарасова. Она — член СНТ «Дружба», бывший председатель товарищества. СНТ расположено в Талдомском районе Московской области. Елена рассказала, что в начале года у них появился новый председатель. Оформление прошло через нотариуса, причем сделали это дистанционно, не понадобилось даже присутствие старого председателя. О соглашении ничего не известно, проверить пакет документов невозможно, говорит Елена.
Елена Тарасова
бывший председатель СНТ«В декабре у нас три человека решили вдруг переизбрать председателя, сделали протокол, и все. И нет пояснений, какой пакет документов был представлен нотариусу для проверки юридического лица. Ни регистрации в налоговой, ни свидетельства на землю — ничего этого нет. И проверить это невозможно, здесь остается уповать только на честность нотариуса. Вот к чему приводит наша цифровизация».
Такое оформление стало возможным с 1 января этого года. Тогда в закон о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей — 129-й ФЗ — было добавлено несколько положений. В частности, теперь разрешается электронная регистрация через нотариуса. Можно использовать и нашумевшую цифровую подпись. Об этом новшестве мы уже не раз рассказывали. Громкие случаи мошенничества с этой подписью уже дошли до Госдумы, депутаты решили ужесточить правила ее оформления.
Для справедливости скажем, что Елена Тарасова воюет с новым председателем, господином Косихиным, уже давно. История с регистрацией — лишь один эпизод. По ту сторону баррикад развернули свою кампанию против бывшего председателя. На сайтах и сообществах в соцсетях СНТ «Дружба» публикуются результаты многочисленных судебных разбирательств. Мяч то у одной, то у другой стороны, и никто не стесняется в выражениях.
Нас эта история заинтересовала как яркий пример смены руководства экзотичным способом. Так сказать, поступь цифровизации. Пока нормативная база не обкатана, подобные ситуации можно только предупредить, но не исправить, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Версия» Михаил Аландаренко.
Михаил Аландаренко
управляющий партнер адвокатского бюро «Версия»«Садоводческие корпорации могут пойти по тому же пути, по которому сейчас идут акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. При принятии решений необходимо предусмотреть в уставе участие независимого профессионального лица, которое бы могло подтвердить легитимность принимаемого решения. Что касается статуса этого лица, то здесь можно прописать, именно в уставе, физическое лицо либо определенное корпоративное образование. При наличии такого подтверждения решение будет считаться принятым и может быть представлено в налоговые органы либо лично, либо через нотариуса в электронном виде».
Сначала суд признал назначение господина Косихина недействительным, апелляция решила, что все было правомерно. Ключевой вопрос не в электронных документах и подписях, а в кворуме, который должен был выбирать главу, говорит председатель Союза садоводов Москвы Андрей Туманов.
Андрей Туманов
председатель Союза садоводов Москвы«Никто не поможет, кроме самих людей, — только договариваться. Судья может только отменить общее собрание, объявить его незаконным. Значит, все решения общего собрания, если оно признано незаконным, не имело кворума, — они тоже отменяются. Но что дальше? Дальше-то надо избирать. Проводить собрания, избирать нового председателя».
Как раз с новым собранием — загвоздка. Это еще одна и, думается, не последняя коллизия в этой истории. По словам Елены Тарасовой, разногласия могло бы решить общее собрание собственников СНТ, на ее стороне 217-й ФЗ. Однако новый руководитель якобы под любым предлогом отказывается его проводить. А именно действующий председатель назначает дату собрания. Письмо губернатору не помогло, обращение отправили в администрацию, а та снова порекомендовала провести общее собрание. Такой вот замкнутый круг.