«Процессуальная революция» в судебной системе

Текст: Андрей Жвирблис

С начала октября в России заработают новые, независимые от существующей системы апелляционные и кассационные суды. Почему это так важно и чего ожидают специалисты?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/09/24/femida.jpg
Фото: Zuma/ТАСС

«Процессуальную революцию» предложил пленум Верховного суда в октябре 2017 года. Сначала речь шла о пакете поправок в процессуальные кодексы. Затем — уже в недрах Госдумы — она была дополнена темой новых судов. Многие гадают, что именно стало причиной для того, чтобы начать эту полномасштабную реформу. Возможно, присутствовала политическая воля, а возможно, у части судейского корпуса возникло ощущение, что что-то менять надо неизбежно, так как судебная система за последние годы стала работать так, что начала выхолащиваться сама роль судьи, говорит адвокат Алхас Абгаджава.

Алхас Абгаджава
адвокат

«Всю пагубность существующей ситуации не могут не чувствовать все. В том числе и те, кто внутри системы устроились удобно, создав кучу мощных фильтров, чтобы максимально оградить людей от настоящего правосудия. Они тем не менее не могут не понимать, что это ненормально: оправдательных приговоров практически нет. Обжалуются жалкие проценты. При такой сплошной кассации придется эти дела рассматривать подробно, потому что в апелляции творится беззакония не меньше, чем на первой инстанции».

Ежегодно в России на пересмотр в апелляции передается менее 20% приговоров. Возвращается на повторное рассмотрение в первую инстанцию около 1%. А процент отмены приговоров вообще исчезающе мал — от 0,03 до 0,05 от числа вынесенных приговоров.

Есть большая надежда на позитивные изменения и на то, что в российские суды вернутся такие принципы, как состязательность. Но нет полной уверенности в том, что эта революция и либерализация не повлечет за собой реакцию, когда силовые структуры, осознав, что у них из рук уходит полный контроль над ситуацией, не придумают чего-то более репрессивного.

Но не стоит забывать, что, помимо независимых апелляционных, заработают и кассационные суды, которые будут рассматривать процессуальные нарушения, напоминает партнер адвокатского бюро «ЗКС» Андрей Гривцов.

Андрей Гривцов
партнер адвокатского бюро «ЗКС»

«Будет существовать два порядка — так называемая выборочная кассация, которая касается пересмотра всех промежуточных судебных решений: об избрании меры пресечений в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, о наложении ареста на имущество и других решений, которые принимаются до вынесения итоговых судебных решений по уголовным делам. И так называемая сплошная кассация. Не будет того фильтра, который был поныне. Все уголовные дела в режиме уголовной кассации судьи будут слушать».

Пока не совсем понятно, как будет работать провозглашенный реформой принцип «экстерриториальности» новых апелляционных и кассационных судов. Вероятнее всего, они все же будут действовать в пределах одних округов, и апелляцию из Ростова нельзя будет подавать в Нижнем Новгороде, а только в третий апелляционный суд Сочи.

Также нет ясности и с формированием судейского состава. Однако вряд ли будет объявляться полноценный конкурс на замещение той или иной позиции, и судей будут набирать из тех, что уже есть.

Апелляционных судов будет пять — в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Кассационных девять — в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке. Кроме того, реформой предусмотрено также создание военного апелляционного и кассационного судов. Соответственно — в Подмосковье и Новосибирске.

https://www.bfm.ru/news/425359