Меньше чиновников — меньше взяток? Не верю! Комментарий Семена Новопрудского
Привычка переставлять стулья в консерватории вместо того, чтобы поменять наконец репертуар, в России неистребима. Вот и сейчас — в третий раз за последние десять лет — российское правительство объявило о сокращении чиновников. Причем называется это почему-то «масштабной реформой госуправления»
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова
Первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко подтвердила, что с 2020 года в России сократят значительное число чиновников — ради повышения зарплат уцелевшим. Эта идея основана на двух гипотезах, не подтверждающихся реальностью. Во-первых, что чиновники у нас якобы мало зарабатывают и поэтому им надо повысить зарплату до конкурентного рыночного уровня. Во-вторых, что чиновники берут взятки и воруют именно потому, что мало зарабатывают, а будут зарабатывать много (интересно, сколько именно, какова эта магическая сумма, моментально превращающая нечестного человека в честного?) — перестанут брать взятки и воровать.
Итак. Минфин намерен сократить 10% госслужащих в Москве и еще 15% в регионах. Если оперировать данными Росстата, число региональных чиновников в 2021-2022 годах должно сократиться более чем на 200 тысяч человек. Еще около пяти тысяч человек в 2020 году сократят на федеральном уровне. При этом чиновников, если оперировать оценками самой Татьяны Нестеренко, в России и сейчас не так чтобы много: лишь 1,7% всех работающих россиян.
По данным на 1 июля 2019 года, которые приводит Минфин, суммарное количество чиновников в стране — 855 тысяч. По данным Росстата, федеральных, региональных и муниципальных чиновников у нас намного больше — около 2 млн. Гигантское расхождение в оценках связано с тем, что Росстат считает госслужащими даже охранников, завхозов и уборщиц административных учреждений. Впрочем, сокращать Минфин намерен явно не охранников или уборщиц.
По словам Нестеренко, если чиновников не сократить, на повышение зарплат госслужащих до конкурентного рыночного уровня придется искать в бюджете до 100 млрд рублей в год дополнительно. Однако сразу возникает вопрос: что такое конкурентный рыночный уровень зарплат по версии Минфина?
Судите сами. По данным Росстата, средняя месячная зарплата госслужащих в федеральных органах власти в 2018 году составила 126,6 тысячи рублей. Это почти в три раза выше средней зарплаты в целом по стране: она по итогам прошлого года была 43,4 тысячи рублей. На муниципальном и региональном уровне чиновники получают не так много, но все равно намного больше средних зарплат. При этом в 2018 году зарплата, например, тех же федеральных чиновников выросла на 5,4% при официальной инфляции 4,2%. Выходит, госслужащим повысили и без того вполне «рыночные» зарплаты выше уровня инфляции.
Никаких доказательств того, что повышение зарплат приводит к уменьшению воровства казенных средств или взяток среди госслужащих, тоже обнаружить не удалось. Зато есть доказательства того, что в прошлые разы не удалось выполнить официально одобренные планы по уменьшению количества чиновников. В 2010 году Дмитрий Медведев, который тогда был президентом, подписал указ о поэтапном сокращении числа федеральных госслужащих на 20% в 2011-2013 годах. В итоге удалось сократить общее число чиновников на 3,4%, а федеральных — на 5,1%. В 2015 году уже премьер Медведев подписал постановление о сокращении госслужащих на 10% с 1 января 2016 года. По факту их число сократилось чуть более чем на 1,4%, а потом опять начало расти.
Знаете, как у нас проходят такие сокращения? А вот как: ведомства сознательно держат в штатном расписании незаполненные вакансии, готовясь к тому, что государство объявит об очередном сокращении чиновников. И когда объявляет, эти пустые вакансии просто ликвидируют.
Даже если отбросить аргумент о повышении зарплат, само по себе сокращение числа госчиновников на определенный процент кажется какой-то странной целью для реформы государственного управления. Скорее, надо смотреть на то, чем занимаются конкретные чиновники. На смысл полномочий. На то, не дублируются ли на местах функции местного и федерального начальства.
Но самая настоящая реформа госуправления — это радикальная смена сознания госслужащих. У нас чиновники считают себя реальными хозяевами страны, а должны считать сферой обслуживания. Да-да, государство — это всего лишь сфера обслуживания людей.
Чего мы хотим от государственных ведомств? Примерно того же, чего хотим, например, от банка. Быстро, удобно, желательно без лишних нервов и будущей психологической травмы на всю оставшуюся жизнь получить конкретную услугу. Документ или справку.
Разумеется, перевод услуг в «цифру» неизбежно приведет к сокращению количества чиновников. Но нам с вами, в общем-то, все равно, сколько людей занято в госаппарате. Нам важно, чтобы этот аппарат работал как часы и не брал взяток за исполнение своих прямых должностных обязанностей. Чтобы торговля полномочиями не превращалась для представителей власти в их каждодневный бизнес.
«Машина должна ездить». Только и всего.
https://www.bfm.ru/news/425316