Мошенники открывают чужие счета в Сбербанке
Елена Гостева
19 августа 2010 года, 17:30
Сбербанк сообщил держателям своих карт об участившихся случаях мошенничества. Когда с таким предупреждением выступает самый крупный банк России, это означает, что проблема перестала быть локальной, выйдя на уровень всей страны.
«В последнее время участились случаи получения клиентами Сбербанка мошеннических SMS-сообщений с различных номеров мобильных телефонов с информацией о блокировке карты, окончании ее срока действия, изменении PIN-кода с просьбой перезвонить, как правило, на номер мобильного телефона, с которого было отправлено SMS-сообщение. В случае получения подобных писем настоятельно рекомендуем не перезванивать на номер мобильного телефона отправителя и ни в коем случае не предоставлять какую-либо информацию о реквизитах карты (номере карты, сроке ее действия, PIN-коде, коде безопасности) или об одноразовых паролях, в том числе посредством направления ответных SMS-сообщений», — говорится в сообщении Сбербанка.
Чтобы получить информацию о карте и счете мошенники могут представляться сотрудниками службы безопасности или клиентской службы банка. Настоящие работники банка никогда по своей инициативе не могут запрашивать эту информацию — об этом говорится в памятке, которую клиенты получают при выдаче карты.
Директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредитбанка Александр Вишняков советует: даже если нет сомнений в том, что звонящий — представитель карточного центра банка, необязательно называть ему все параметры карты, а уж тем более PIN-код. PIN-код нужен только при операции клиента с картой в банкомате, он не применяется ни при операциях через оператора в банке, ни при оплате товаров и услуг в Интернете.
Часто мошенники звонят «наобум», в расчете на то, что хотя бы одна карта у человека есть, и в ходе разговора пытаются вытащить из человека всю информацию о его счете. В Сбербанке говорят, что в их письмах обязательно указываются последние цифры номера карты (мошенникам они не известны). SMS-сообщения Сбербанка всегда отправляются с номера «900», в них указываются только официальные телефоны банка, опубликованные на сайте кредитной организации.
«Сумма потерь от противоправной деятельности очень высока. При этом далеко не все жертвы высокотехнологичных или банальных схем мошенничества обращаются в банки-эмитенты и правоохранительные органы с заявлениями о происшедшем», — отметил в беседе с BFM.ru директор департамента противодействия мошенничеству и андеррайтинга банка «Хоум Кредит» (ХКФБ) Влад Гужелев.
Некоторые понимают, что винить надо самих себя, ведь деньги были утрачены из-за собственной халатности. Нежелание обращаться с заявлениями в банки и правоохранительные органы связано также с убеждением людей в бесперспективности таких действий.
Через информацию в договорах, буклеты, сайты банки постоянно напоминают клиентам о том, что недопустимо отвечать на электронные письма, SMS-сообщения, телефонные звонки (в том числе от имени банка) с предложением сообщить реквизиты карты, говорит Александр Вишняков.
«Можно с уверенностью сказать, что высокотехнологичные преступные группы будут продолжать попытки разработать новые методы проведения несанкционированных операций по счетам, привязанным к пластиковым картам», — прогнозирует Влад Гужелев.
Специалисты дают несколько советов, как во время телефонного разговора отличить сотрудника банка от мошенника. Если звонящий говорит, что у владельца карты проблемы, можно уточнить, с какой именно картой, при этом не упоминая названий банков. Если звонит оператор банка, он сам знает, какой банк выпустил карту. Как правило, настоящие сотрудники банка всегда называют банк, который они представляют.
Не лишним будет сохранить в мобильном телефоне и номер процессингового центра банка. Если звонит сотрудник банка, то он всегда без труда назовет номер телефона, по которому ему можно перезвонить. Мошенники никогда не дадут номер телефона, настаивая на том, что все проблемы нужно решить немедленно.
Кроме того, мошенников всегда ставит в тупик желание клиента самому подъехать в отделение банка, выдавшего карту, и во всем разобраться лично. Если на такое предложение звонящий начинает сбиваться, путаться и говорить, что в личном визите необходимости нет, то звонит мошенник.