Кабмин не поддержал вывод бизнеса из-под уголовной статьи об организации преступных сообществ
Автор поправок — депутат Рифат Шайхутдинов — не учел, что бизнес может быть «формой маскировки преступных деяний», говорится в отзыве правительства. Какие недочеты есть у законопроекта и почему его изначально называли самопиаром?
Заседание кабинета министров РФ. Фото: Александр Астафьев/ТАСС
В кабмине не поддержали отмену статьи о преступном сообществе для экономических дел. Как сообщает «Интерфакс», это следует из отзыва, который правительство направило на законопроект депутата Рифата Шайхутдинова.
Он предложил запретить применять статью 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем) по делам в сфере предпринимательства. Депутат указывал, что эту статью часто применяют необоснованно. Однако в правительстве считают, что такой запрет «не поможет бороться с организованной преступностью уголовно-правовыми средствами».
В отзыве отмечается, что бизнес может быть «формой маскировки преступных деяний». При этом ранее президент Владимир Путин говорил, что под эту статью можно подвести совет директоров любой организации, один из членов которого замешан в нарушениях закона.
Как объясняет депутат Госдумы Рафаэль Марданшин, будет внесена новая версия законопроекта.
Рафаэль Марданшин
депутат Госдумы«Дано поручение и правительству, и Генпрокуратуре, и Верховному суду подготовить эти предложения в виде законопроектов и внести их в Государственную думу. Поэтому мы ждем новый законопроект. Сейчас сложно сказать, каким он будет. Нужно учитывать аспекты, связанные с применением данной нормы, потому что, насколько я помню, тот законопроект, который был предложен, предлагал вывести из-под действия 210-й статьи практически все экономические составы. На наш взгляд, это не совсем верно, потому что иногда под эту статью попадают и экономические составы, но иногда есть и на самом деле организованные преступные группы, и есть группы, которые занимаются мошенничеством и экономическими преступлениями. И если бы мы приняли этот законопроект в том виде, в котором он предложен, то лица, совершившие эти преступления, просто уходили бы от ответственности».
Председатель думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников заявил «Интерфаксу», что законопроект Шайхутдинова «изначально носил сугубо пиар-характер».
Впрочем, даже если бы эти поправки были приняты, они бы вряд ли что-то поменяли в судебной практике, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
Федор Трусов
управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры»«И депутаты, которые предлагают эту поправку, и депутаты, предлагающие эту поправку зарубить, занимаются популизмом. У нас и так поправки, которые были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, по защите прав предпринимателей, в 108-ю и 109-ю статью УПК, не работают. Потому что когда нужно следствию, оно называет любое преступление в сфере предпринимательской деятельности совершенным не для предпринимательской деятельности, и оспорить это на практике почти невозможно. Такая поправка будет мертворожденной, даже если ее из этих чувств хотят принять».
Под статью об организации преступного сообщества попал экс-министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов. Также фигурантами громких дел, в которых участвовала эта статья, становились предприниматель Дмитрий Михальченко, глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, глава британского фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер и многие другие.