Прекрасный ретейл будущего: новый глава Alibaba хочет «убить» компанию Джека Ма

Текст: Андрей Ромашков

«Орудием убийства» должна стать сеть гибридных супермаркетов Freshippo, развиваемая китайским IT-гигантом в рамках стратегии «нового ретейла». Что такое New Retail и как Дэниел Чжан планирует изменить рынок?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/09/12/eniel-zhan.jpg
Глава Alibaba Дэниэл Чжан. Фото: Reuters

Новый руководитель Alibaba Дэниел Чжан продвигает концепцию New Retail и сеть супермаркетов Freshippo. Каждая локация дочернего проекта Alibaba под названием Freshippo — это смарт-супермаркет без кассиров, в котором ты можешь отсканировать каждый ценник и узнать всю информацию о продукте, вплоть до адреса фермы происхождения, а потом оплатить покупки с помощью сканера лица или в два клика заказать доставку к себе домой.

Это смарт-ресторан, где официанты-роботы привезут тебе свежеприготовленные морепродукты, которые ты выбрал в резервуаре супермаркета. И это центр дистрибуции сервиса сверхбыстрой доставки продуктов на дом — сотрудники мгновенно начинают выбирать заказанные тобой товары в супермаркете, потом крепят корзину к конвейеру на потолке, ее перехватывают курьеры и в течение получаса доставляют в любую точку в трех километрах от супермаркета.

Alibaba называет Freshippo «новым ретейлом». Суть идеи состоит в том, чтобы найти золотую середину между онлайн-шопингом и традиционной розничной торговлей: одновременно оцифровать супермаркеты, сделать интернет-магазины IRL (in real life) и вдобавок автоматизировать и роботизировать все до невозможности.

Сомневается в скором пришествии ретейла будущего президент Ассоциации компаний интернет-торговли и председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по интернет-торговле Артем Соколов.

Артем Соколов
президент Ассоциации компаний интернет-торговли и председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России

«На самом деле, у меня есть ощущение, что мы живем с вами не в том веке, в котором будет возможно существование такого вида ретейла. Сейчас даже все самые высокотехнологичные решения, так или иначе, убыточны для компаний. И такая стопроцентная автоматизация, в общем-то, нигде еще не срабатывала. Дешевле использовать привычный человеческий труд. Я, честно, не очень верю в такие футуристические истории, потому что пока они еще нигде не взлетели».

Судя по всему, у Alibaba достаточно денег, чтобы не просто верить в футуристические истории, но и пытаться их реализовать: сеть Freshippo уже насчитывает более 150 магазинов в 17 городах Китая. Как утверждает компания, удаленность от гибридного супермаркета люди начинают учитывать даже при покупке недвижимости.

Руководство Alibaba не смущает, что проект конкурирует с основным бизнесом компании — онлайн-маркетплейсами Taobao и Tmall. «У каждого бизнеса есть свой жизненный цикл. Если мы не убьем наш существующий бизнес сами, это сделает кто-то другой», — цитирует Bloomberg нового главу Alibaba Дэниэла Чжана.

Можно ли сказать, что будущее «нового ретейла» неизбежно, а тем сетям, которые не успеют сесть в уходящий поезд, останется роль сельских продуктовых лавок? Ситуацию комментирует старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.

Марат Ибрагимов
старший аналитик Газпромбанка

«Абсолютно так. Развитие этой мысли не стоит на месте. Естественно, те, кто предугадывает или правильно понимает текущий момент, будут впереди, а те, кто не понимает суть происходящих изменений, могут даже покинуть этот рынок. На сегодняшний день ретейл, или розничная торговля, является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной экономики. Может быть, по темпам изменения с этим может сравниться банковский сектор. И вектор развития современного ретейла формируется в направлении активной цифровизации всех бизнес-процессов и смешения онлайна и традиционного офлайна. В этом контексте направления развития мысли у Alibaba выглядят вполне логичными, поскольку изменения не стоят на месте, и, как сказал Льюис Кэрролл, «для того чтобы двигаться вперед, нужно идти в два раза быстрее».

Новый председатель правления и CEO Alibaba Дэниэл Чжан — первый человек после сооснователя IT-гиганта Джека Ма, совмещающий обе ключевые должности в компании. Как отмечает Bloomberg, на вид он отнюдь не похож на гуру и лидера — как-то раз на кампусе Alibaba его приняли за уборщика.

Судя по интервью Чжана, он явно примеряет на себя «визионерский» образ своего легендарного предшественника, но в итоге всех рассудит рынок. Когда в конце нулевых Чжан из ничего придумал для Alibaba акцию «День холостяков» 11 ноября, мало кто мог подумать, что вскоре сумма продаж искусственного праздника превысит 30 млрд долларов — это больше, чем приносит «черная пятница» в США.

https://www.bfm.ru/news/424386