Бойцов Росгвардии лишат анонимности?
Такой законопроект внесли в Госдуму. Ранее многие задержанные на несогласованных акциях протеста в Москве жаловались, что на необоснованное применение силы со стороны росгвардейцев невозможно пожаловаться из-за отсутствия опознавательных знаков
Фото: EPA/ТАСС
В Госдуму внесен законопроект, обязывающий сотрудников полиции и Росгвардии носить на службе в общественных местах идентификационные номера. Документ появился после массовых протестов в Москве из-за недопуска ряда кандидатов на выборы в Мосгордуму.
Многие задержанные говорили о необоснованном применении силы росгвардейцами и невозможности пожаловаться на них из-за отсутствия опознавательных знаков. В интернете появилась петиция с требованием нанести на форму силовиков крупным светлым шрифтом личные номера.
Согласно законопроекту, они должны быть отчетливо видны, могут располагаться на нашивке или жетоне. Сейчас каждый сотрудник полиции обязан носить нагрудный знак с номером, но иногда его прячут под амуницию.
Росгвардейцы, которые не относятся к МВД, такие знаки иметь пока не обязаны, отмечает автор законопроекта, сенатор и бывший омбудсмен Владимир Лукин:
Владимир Лукин
сенатор, бывший омбудсмен«В законе о Росгвардии пункта о наличии ясных, понятных отличительных знаков нет. Получается в результате парадоксальная и странная ситуация: в зависимости от рода войск существует или не существует различимых и понятных отличительных знаков. Эту ситуацию надо, конечно, устранить, потому что, как вы понимаете, беременной наполовину быть нельзя. Этот нагрудный знак различными ухищрениями скрывается за другой одеждой, за чем-то еще. Поэтому надо сделать так, чтобы он не скрывался. Гражданин имеет право точно и ясно знать, кто вступает с ним в контакт во время каких-то общественных мероприятий. Я не вижу никакого повода для того, чтобы правоохранитель скрывал свою идентичность. Государство у нас публичное, открытое, гласное. Никаких поводов и причин для сокрытия на таких мероприятиях я просто не вижу. Естественно, если идет какое-то следствие, какие-то другого рода мероприятия, это другой разговор. Речь идет о массовых публичных мероприятиях, здесь я никакого резона не вижу».
В западных странах, помимо номеров, на форме правоохранителей указывают и фамилии. Однако в России это угрожает безопасности силовиков, отмечает ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке Лев Корольков:
Лев Корольков
ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке«Идентификационные номера должны быть, но сотрудники правоохранительных служб должны быть прикрыты. У них же семьи есть и прочее. Им и так постоянные угрозы от этой толпы, которую им запретили бить, я имею в виду три последние демонстрации. Их оплевывали, а им приказ был вообще [силу] не применять, особенно последний раз. Идентификационные номера должны быть, они должны быть цифровые, как и везде. Обычно все сотрудники в Европе носят фамилии, это наряду с группой крови необходимо для того, чтобы оказать немедленную помощь. Они могут быть идентифицированы, правда, презумпция невиновности там скорее у полицейских, потому что в непосредственные схватки вступают больше экстремисты».
В Росгвардии пообещали рассмотреть вопрос, отвечает ли законопроект общественному запросу и соответствует ли стандартам безопасности. Изучит документ и думский комитет по безопасности, который осенью, в свою очередь, собирается внести на рассмотрение нижней палаты законопроект, обязывающий росгвардейцев представляться по требованию граждан и показывать свои удостоверения.