«Свободу студентам, свободу университетам». В мэрию поступила заявка на митинг против давления на вузы
Организаторы считают, что студентов, которые оказались в СИЗО, поддерживать просто некому. Опасаются ли учащиеся санкций со стороны университетов и каковы шансы получить согласование от мэрии?
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
В мэрию Москвы направлена заявка на митинг «Свободу студентам, свободу университетам», сообщает «Медуза». Заявителями акции выступили независимый журнал Doxa, студенческий профсоюз Community, инициативная группа МГУ имени Ломоносова, профсоюз «Университетская солидарность», а также группы поддержки студентов Егора Жукова и Даниила Конона. Последних арестовали после несогласованных акций в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму.
Организаторы митинга рассматривают его проведение 30, 31 августа или 1 сентября. В качестве локаций предлагают памятник Циолковскому на ВДНХ, проспект Сахарова или Хохловскую площадь. Заявленное количество участников — три тысячи человек. Ответа от мэрии на момент публикации материала не было.
Business FM поговорила с одним из инициаторов акции, главой информационной комиссии профсоюза «Университетская солидарность» Андроником Арутюновым. По его словам, если арестованного доцента и члена их профсоюза Юлию Галямину есть кому поддерживать, то студентов, которые оказались в СИЗО, поддерживать просто некому.
— Проректоры некоторых вузов заявили, что студенты, которые участвуют в акциях протеста, могут быть отчислены. Это уже то самое давление на студентов. Есть основания предполагать, что или сейчас, или через год-другой к студентам и преподавателям, которые будут участвовать в акциях протеста, будут применяться санкции, в том числе и по линии университетов. Много таких историй, правда в основном в провинциальных вузах. Понятно, что это рано или поздно перерастет в систему, и бороться с этой угрозой нужно уже сейчас.
— Нет ли опасений по поводу каких-то санкций со стороны университетов в связи с митингом?
— Люди, которые находятся в более уязвимом положении, обычно не являются заявителями митингов. Я надеюсь, что в текущей ситуации все еще пока достаточно безопасно. С моей точки зрения, руководство вуза, которое угрожает санкциями за участие в политической жизни своим студентам и преподавателям, просто некомпетентно. Это политика Германии 1930-1940-х годов. Когда отдельные представители администрации вузов участвовали во всяких выборах, в частности Починок — ректор одного из московских вузов — баллотировался в качестве депутата. Получается, что вузы вне политики, но ректоры в политике. Это двойные стандарты. Студенты — это люди от 19 до 25 лет. Кому, как не им, беспокоиться о будущем страны?
В начале августа, в период протестных акций, ректор МГУ Виктор Садовничий посоветовал студентам учиться, но и не забывать отстаивать свою точку зрения, если этого требуют их убеждения.
В то же время ректор РГГУ Александр Безбородов заявил, что студенты, которым суд вменил уголовное или административное нарушение за участие в несанкционированных акциях, могут быть исключены из вуза. Про заявку на согласованный митинг студентов он узнал от Business FM — ректор сейчас в отпуске. Но сказал, что если акция будет согласованной, то никаких вопросов нет: правда, иногда и на санкционированных бывают спровоцированные столкновения.
— Дети могут попасть в какие-то двусмысленные ситуации, могут быть задержаны и прочее, это нас должно очень сильно беспокоить. А как это связано с их обучением... Если задержание произошло и человек за какие-то злостные грубые нарушения долго содержится в какой-то изоляции, то, думаю, ему потом сложно будет учиться, об этом тоже надо думать.
— Мы как-то с вами уже общались, и вы говорили, что если студенты будут участвовать в несанкционированных акциях, их будут отчислять.
— Это неправильно. Я так не говорил в такой жесткой вариации. Я говорил о том, что они могут попасть в ситуацию очень двусмысленную, нарушать порядок нельзя. А если они его будут нарушать, они могут быть задержаны на какое-то время.
— Они как раз упираются в эту вашу фразу, говорят про отчисления, говорят про угрозы.
— А что же еще остается делать, как не упираться, когда среди них есть профессионалы этого дела?
— Можно ли сказать, что эта акция, которую пытаются сейчас согласовать, в том числе камень и в ваш огород?
— Не знаю. Я, знаете, гораздо более скромная фигура, чтобы в мой огород студенты бросали камень. Вы что думаете, другие ректоры будут поддерживать эти несанкционированные выступления?
— Все говорят: ВШЭ поддерживает студентов, а РГГУ грозит отчислениями.
— Высшую школу экономики надо на этот счет спросить.
— Касамара поддерживала акцию...
— Она куда-то избирается депутатом, да?
— В любом случае она поддерживает студентов, которые на одиночные пикеты выходят.
— Которые на несанкционированные выходят выступления? Она, работник Высшей школы, поддерживает? Я очень сильно сомневаюсь.
— Выходили студенты ВШЭ с одиночными пикетами.
— Такой коридор возможности, правильно я понимаю?
— Они у нас не запрещены.
— Ослушаться власть, но выйти в то же время.
— Непосредственно я с ней беседовала, когда начались задержания на этих одиночных пикетах. Она была очень недовольна и сказала, что были надуманные причины, когда их задерживали. Они, грубо говоря, передавали плакаты друг другу...
— Это ее точка зрения, что я могу сказать? Видимо, она изучала документацию правоохранительных органов.
За освобождение студента Высшей школы экономики Егора Жукова уже выступили более 250 сотрудников вуза. Также руководство ВШЭ пообещало своим студентам юридическую поддержку в случае задержания во время одиночных пикетов. В ВШЭ ранее отмечали, что студенты могут не бояться проблем с учебой со стороны руководства университета в подобных ситуациях.
Правда, разговор о политическом давлении на университеты весной вызвало как раз закрытие студенческого шоу «В точку!» в Вышке. Оно было закрыто перед эфиром, героиней которого должна была стать оппозиционный кандидат в Мосгордуму Любовь Соболь. Тогда руководство университета объяснило закрытие программы не цензурой, а редакционной политикой.