Мусорная реформа не задалась?
Текст: Андрей Ромашков
Многие операторы оказались на грани банкротства, утверждает Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Поводом для дискуссии об эффективности мусорной реформы стала публикация «Ведомостей». Газета ссылается на новый индекс «ТКО_АЛАРМ», выпущенный Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, или НАКДИ. Это не рейтинг операторов отходов, а индикатор их устойчивости, и сейчас он «красный», то есть «за границей устойчивости», цитирует издание исполнительного директора ассоциации Светлану Бик.
По данным НАКДИ, ряд региональных операторов уже находятся «на выходе», работают до выбора новых. О трудностях мусоровывозящих компаний на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказывает президент холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимир Хильченко.
Владимир Хильченко
президент холдинговой компании «Созвездие Водолея»«Если раньше машина имела плечо, считайте, 20 километров в одну сторону, 20 в другую, то теперь, когда плечо стало 100-120 километров, соответственно, каждая машина в шесть раз меньше ходок сделает. То есть нужно в шесть раз увеличить количество машин. Топлива нужно в шесть раз больше, а полигоны поднимут примерно в три раза стоимость. Таким образом, произойдет разорение бизнеса в транспортных компаниях. Все равно нужно ожидать скачок цен примерно в три-четыре раза для начала. А с приходом регионального оператора еще примерно в два раза».
Основными причинами кризиса НАКДИ называет резкие изменения тарифов и нормативов, пересмотр схем взаимодействия и, главное, неплатежи. Как утверждается, собираемость платежей в первом полугодии 2019 года колебалась в диапазоне от 20% до 90%, в среднем — менее 60% в месяц. А закрыть кассовый разрыв с помощью кредитов удается не всем — или банки отказывают, или ставка приближается к 20%. НАКДИ констатирует предельную неустойчивость системы и призывает государство «подхватывать» слабых операторов. Комментирует руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный сбор» Анна Гаркуша.
Анна Гаркуша
руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный сбор»«На самом деле действительно ситуация сложная. Особенно для тех компаний, у которых недостаточно денег, чтобы этот разрыв кассовый как-то преодолеть, пережить. И власти очень часто в регионах действительно делают ставку на те компании, которые заранее запланировали, что будут кассовые разрывы. Лучше мы свяжемся с этими, и они нас не бросят в беде, не устроят нам Неаполь, а вложат свои деньги, если что. Поэтому и выбирали региональных операторов по определенным причинам. Да, одни операторы обанкротятся, другие останутся, это понятно, но это не значит, что мусорную реформу надо отменять или она под угрозой. Если мы будем сейчас спасать регоператоров, это уже будет не мусорная реформа, а операция по спасению регоператоров».
Суть «мусорной реформы» можно кратко обозначить следующим образом. За вывоз твердых коммунальных отходов, или ТКО, теперь ответственны не федеральные, а региональные власти. Каждый субъект Федерации должен озаботиться выбором единого регионального оператора ТКО. А услуга по вывозу и сортировке мусора выводится из числа коммунальных — грубо говоря, людям приходят отдельные платежки. Свою оценку реформы дает председатель правления компании «Отраслевой оператор по обращению с отходами» Дмитрий Тукнов.
Дмитрий Тукнов
председатель правления компании «Отраслевой оператор по обращению с отходами»«Изначально были заложены ошибочные решения. Ведь, по сути, с введением региональных операторов в России как бы возродили крепостное право. Потому что житель не может заказать услугу для себя (а сейчас вывоз отходов в Жилищном кодексе поименован в «услугу») у монополиста. И отсюда неплатежи, безусловно. Неконкурентные цены и неплатежи, поэтому изначально в реформе были допущены ошибки Минстроем».
С другой стороны, необходимость модернизации системы работы с отходами очевидна — достаточно взглянуть на цифры. По оценкам Минприроды, в России ежегодно производится 70 млн тонн коммунальных отходов — по полтонны на человека, и по итогам прошлого года переработано было только 5-7%. Любая реформа вызывает встряски и шоки. Вопрос в том, оправдают ли эти результаты потраченные средства.