«За роботами-кассирами будущее, но пока не настоящее»
Число вакансий в этой профессии с начала года сократилось почти на 20%. Эксперты связывают это, в частности, с распространением в магазинах касс самообслуживания
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В первом полугодии 2019 года, по данным HeadHunter, количество вакансий кассиров в России снизилось на 17,7% — до 77,95 тысячи, сообщает РБК. В SuperJob тем временем отмечают, что в июле 2019 года на сайте было размещено почти три тысячи подобных вакансий — это почти в два раза меньше, чем за тот же месяц прошлого года.
Рекрутеры связывают это, в частности, с появлением касс самообслуживания практически во всех продуктовых сетях и даже части ресторанов быстрого питания.
Впрочем, пока это все же пилотные проекты, поэтому сокращений персонала нет, отметила официальный представитель X5 Retail Group Анастасия Дуленкова.
Анастасия Дуленкова
официальный представитель X5 Retail Group«Сегодня Х5 эксплуатирует кассы самообслуживания в нескольких десятках магазинов, во всех наших форматах, то есть в трех торговых сетях. Мы видим, что установка таких касс позволяет повысить пропускную способность магазина без увеличения штата торговой точки, повысить эффективность работы персонала, а в некоторых случаях — даже минимизировать недобор персонала. При этом сокращения сотрудников не происходит. Решение о более масштабном внедрении касс самообслуживания мы будем принимать по итогам пилотных проектов и подробнейшего всестороннего анализа».
Примерно такая же картина — в «Магните» и «Ленте». Тем не менее отказаться от кассиров полностью магазины не могут. Аппараты самообслуживания стоят очень дорого — несколько десятков тысяч долларов. И для них тоже требуется персонал, отметила руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru Наталья Голованова.
Наталья Голованова
руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru«Безусловно, за роботами-кассирами будущее, но пока не настоящее, и о массовом замещении здесь говорить пока не приходится. Кассы самообслуживания, если вы заметили, тоже требуют привлечения дополнительного персонала — охранников, контролеров. На шесть касс самообслуживания в крупной сети обычно приходится еще два контролера и охранника. В магазинах формата «у дома» крупные сети не могут отказаться от так называемой Гали или кого-то, кто прибегает с ключом и отменяет ошибочно пробитые покупки».
Кассиров заменят вовсе не терминалы самообслуживания, а другие технологии, не исключает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
Иван Федяков
генеральный директор агентства INFOLine«В среднесрочной, отдаленной перспективе это возможно, и, возможно, это будет связано даже не с подобными системами, а уже с переходом на какие-то принципиально новые системы платежей. Совсем недавно начался эксперимент системы платежей по QR-кодам. Самая перспективная сейчас технология — это переход на RFID-метки, которые заменят штрихкоды, позволят избавиться от необходимости выкладывания товара и сканирования каждой отдельной позиции товара на этом терминале самообслуживания. За счет использования RFID-меток можно будет отсканировать всю корзину или весь пакет с товаром и рассчитать стоимость всех товаров, которые находятся внутри. Допустим, торговая сеть «Декатлон» уже полностью перешла на работу с RFID–метками своего товара: это существенно ускоряет процедуру обслуживания потребителей, и контроль осуществляется с помощью новых электронных устройств».
Первый магазин без касс в прошлом году открыл Amazon. Сейчас американский Walmart использует ту же технологию: покупатели набирают товар в корзину, а сумма автоматически списывается со счета. В этом году похожий сервис анонсировал «Яндекс». Пока система работает в тестовом режиме.