Стив Бланк: «Предпринимательство — больше не для сумасшедших»

У американца Стива Бланка нет сомнений, что лучшее время для запуска стартапов — сейчас, предприниматели — это в некоторой степени художники, а составлять бизнес-планы — бесполезное занятие

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/6/72/755622537985726.jpg
Стив Бланк (Фото: steveblank.com)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ

Стив Бланк — американский предприниматель, ученый, преподаватель. Автор методики «развития клиентов». Организовывает, инвестирует, запускает и изучает стартапы. Наиболее популярные книги Бланка:

- «Стартап. Настольная книга основателя»

- «Четыре шага к озарению»

«Развитие клиента»

Самый важный актив любого предприятия — это его клиенты. Поэтому при создании компании необходимо в первую очередь развивать не продукты и услуги, а клиентов, считает Стив Бланк. Он разработал подход, который так и называется — «развитие клиентов». В его основе лежат четыре шага:

1. Поиск клиентов (на этом этапе выявляются проблемы и потребности клиентов).

2. Проверка клиентов (выясняется, готовы ли они платить за предоставленные продукты и услуги).

3. Увеличение количества клиентов (прорабатываются каналы привлечения клиентов).

4. Построение компании (создается продукт).

Сам Бланк отмечает, что клиентоориентированность — залог успеха, но не гарантия. И его подход лишь помогает проверять гипотезы, принимать правильные решения и генерировать новые идеи.

Бережливый стартап

Не так важно, запускаете ли вы новые технологии, создаете малый бизнес или выступаете с инициативой в крупном предприятии, создание чего-то нового — это всегда план «на авось». Десятилетиями новаторы действовали по стандартной схеме: писали бизнес-план, представляли его инвесторам, собирали команду, внедряли продукт и начинали его продавать. Но на каком-нибудь из этих этапов велика вероятность потерпеть неудачу. Около пяти лет назад исследование Гарвардской бизнес-школы показало, что 75% стартапов проваливается.

Бланк уверен, что создание компании может быть менее рискованным мероприятием. Спасительную концепцию (на основе подхода «развития клиента») сформулировал его ученик — американский предприниматель Эрик Рис. Концепция называется «бережливый стартап». Ее суть сводится к тому, что, создавая компанию, нужно проводить больше экспериментов (а не ориентироваться на проработанный план), изучать отзывы клиентов (а не полагаться на интуицию) и разрабатывать продукт короткими циклами (а не следовать заранее подготовленному плану). Бланк считает, что только с помощью этих методов возможно повысить предпринимательскую активность.

Предприниматели, запускающие бережливые стартапы, начинают не с бизнес-планов. Главное отличие стартапов в целом от давно существующих компаний заключается в том, что они не реализуют готовую бизнес-модель, они ищут ее. По сути, любой стартап — это временная организация, предназначенная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.

Лучшее время для стартапов

Сегодня стартапы подходят к созданию продуктов по-другому. Вместо того чтобы создавать максимальное количество функций, они стремятся предоставлять своим клиентам минимальный набор функций, но в кратчайшие сроки.

По мнению Бланка, более подходящих условий для создания стартапов еще не было. Больше не нужны миллионы долларов для покупки специализированных компьютеров и лицензирования дорогостоящего программного обеспечения. Чтобы предложить клиентам первую версию инновационного продукта, стартапам, как правило, требуется несколько недель или месяцев, а не несколько лет. Определение своей целевой аудитории перестает быть проблемой, а с помощью технологий и соцсетей гораздо легче массово распространять информацию о продукте и продвигать бренд.

Отношение к предпринимательской деятельности тоже резко изменилось. Если раньше к ней относились как к занятию для сумасшедших, теперь это своего рода мейнстрим. И стартапы часто становятся источником вдохновения как для крупных компаний, так и для правительственных учреждений.

Можно ли научить предпринимательству

Сам по себе предпринимательский дух, по мнению Бланка, — это генетическое явление. Либо у вас есть энергия начать что-то делать, либо нет. Основатели компаний — это художники. Они видят и слышат то, чего не видят и не слышат другие, и ими движет страсть воплотить идею в жизнь. В их головах есть что-то такое, что не дает им сдаться.

Но не все мы — художники. Бланк считает, что при желании и определенных усилиях художниками, как и предпринимателями, можно стать. Загвоздка только в том, что не каждый сможет воспользоваться «предпринимательскими инструментами» одинаково хорошо и стать грамотным бизнесменом и даже основателем компании.

Когда в 1984 году в компьютерах Macintosh появились программы верстки, все подумали, что пришел конец эре графических художников и дизайнеров, потому что теперь каждый мог заниматься дизайном. Однако пользователи быстро поняли, насколько это тяжело, и снова стали нанимать профессионалов.

Используемые источники: интервью Бланка Forbes, Arctic Startup, статья в Harvard Business Review, книга «Четыре шага к озарению»

Автор: Лина Бышок

https://pro.rbc.ru/news/5d1b6cb19a7947e … m=newsfeed