Почти тысяча километров одних гранитных бордюров! Зачем Москве такие объемы?

Текст: Евгений Перельчук

«Гранитные бордюры — это гораздо более простая, понятная и денежная история», — говорит урбанист Лев Владов

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/07/23/porebriki.jpg
Фото: АГН «Москва»

В разгар ремонтного сезона Москва проводит рекордные закупки бордюров — почти тысяча километров на 3 млрд рублей, сообщает «Коммерсантъ». Эксперты говорят, что такие объемы столице не нужны и ежегодные работы по замене бордюра явно избыточны. Так зачем они нужны?

С началом летнего сезона дороги Москвы снова перекопаны: перекладывается асфальт, вскрываются тротуары, меняются бордюры. Их ежегодная замена уже стала объектом шуток в соцсетях. Пользователи скидывают фотографии немыслимых бордюров: двойных, тройных и даже сложенных в закругленную конструкцию. Но самое главное — масштаб работ и неудобства, которые они причиняют, говорит генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов.

Владимир Кузнецов
генеральный директор Центра экологических инициатив

«Безусловно, такое количество никому не надо, да и эти бордюры во многих случаях меняют, к сожалению, на худшие. Те бордюры, которые стояли до этого, гораздо качественнее того, чего сейчас поставляют. Горожане устали. Я живу в центре, в Замоскворечье. Вся набережная перекопана, и кругом замена бордюров. Чувствуется, или деньги девать некуда, или, очевидно, кто-то понимает, что у него последние дни, когда он может еще приобщиться к этому пирогу».

В этом году закупка бордюрного камня для московских улиц оказалась рекордной. О новых тендерах объявили в столичном ГБУ «Автомобильные дороги». Почти 1000 километров гранитных бордюров на общую сумму в 3 млрд рублей.

Для сравнения: длина МКАД — чуть более 108 километров, а протяженность всех столичных дорог — порядка 4 тысяч километров. Иными словами, за один раз было закуплено материала, которого хватило бы на четверть всей столичной дорожной сети. Как могут поступить с таким объемом, рассуждает архитектор Ирина Ирбитская.

Ирина Ирбитская
архитектор

«Центр Москвы, как мы видим, преобразовался. Но мы видим также, что еще очень большая работа предстоит со спальными районами, там огромная незастроенная территория на самом деле при чрезвычайной плотности населения, и, безусловно, там масштаб преобразований нужен просто гигантский. Поэтому предположить, что столько бордюров нужно для благоустройства спальных районов, можно».

При этом огромные поставки не первые в этом году. В марте Москва уже получила бордюрный гранит на 2,5 млрд рублей, в июне — еще на 658 млн рублей. Все конкурсы выиграли два предприятия: уфимский «Башкирский камень» и московский ТД «Спецпласт». Эти компании и ранее побеждали в столичных тендерах.

Business FM пыталась выяснить у мэрии, зачем столице так много гранита и каковы критерии для замены бордюров. Комментарий на момент публикации материала получить не удалось. Эксперты же говорят, что назвать необходимыми такие объемы нельзя. Почему выбрали именно гранит, рассуждает урбанист Лев Владов.

Лев Владов
урбанист

«У Москвы большой бюджет — это 25% от бюджета всех 1100 российских городов. В мэриях нет задачи эффективно потратить деньги. В мэрии просто есть задача потратить деньги. Сегодня такая модель управления в России. И самое простое, самое незамысловатое, не требующее сложных проектов и госэкспертиз, — это замена бордюров. Это можно делать бесконечно, обосновывая тем, что они улучшают дорожные характеристики покрытия, инфраструктуры и т. д. Между гранитом и бетоном действительно большая разница. Гранит стоит как минимум раз в десять дороже. Бетонные бордюры требуют определенной технологии. Гранитные бордюры — это гораздо более простая, понятная и денежная история».

Большая часть заказов приходится на ограждения размером 300 х 150 миллиметров. Но есть и так называемые криволинейные гранитные бордюры. Они самые дорогие, цена погонного метра — почти 44 тысячи рублей.

Но московский бордюр — это не только дорого, но и экзотично. Например, в прошлом году на Рублевском шоссе устанавливали особо массивные гранитные ограждения с сечением 400 х 400 миллиметров. Пользователи соцсетей сравнивали их с блоками египетских пирамид. Стоимость такого чуда в тексте закупок не афишировалась. Что известно точно: за последнюю пятилетку московские власти потратили на гранитные бордюры почти 13 млрд рублей.

https://www.bfm.ru/news/420136