В Госдуму внесли законопроект о выводе бизнеса из-под уголовной статьи об организации преступных сообществ
Автор предлагает запретить дополнительную квалификацию по этой статье для лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, совершенных в сфере предпринимательства и экономики
Фото: Марат Абулхатин/ТАСС
Лидер «Гражданской платформы», внефракционный депутат-одномандатник Госдумы Рифат Шайхутдинов внес в нижнюю палату проект закона, предлагающий запретить дополнительную квалификацию правонарушений в сфере бизнеса по статье 210 Уголовного кодекса РФ «организация преступного сообщества или участие в нем». Документ размещен в электронной базе данных нижней палаты, сообщает ТАСС.
По словам Рифата Шайхутдинова, сейчас предъявление допобвинения по 210-й статье лицам, обладающим управленческими полномочиями, позволяет правоохранителям заключать этих управленцев под стражу. Экспертное сообщество надеется, что законопроект будет принят в короткие сроки, говорит общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи.
Александр Хуруджи
глава Ассоциации защиты бизнеса«Конечно же, арестован, на наш взгляд, он незаконно. Мы и официальную позицию свою высказали. И я как исполнитель по делу у Бориса Титова этот вопрос веду. Направили соответствующее обращение в Генеральную прокуратуру на имя [генпрокурора] Чайки. Это вызвало широкий общественный резонанс с первых часов. Я находился на экономическом форуме в этот момент, когда происходило. Искренне хотел задать вопрос сразу же Аветисяну, как он проходил мимо меня. К сожалению, этого не удалось сделать. Печально, что все происходящее сейчас протекает не в юридической плоскости. Я присутствовал на всех судах по апелляциям на меру пресечения. И могу сказать, что пока доводы защиты, доводы закона и позицию президента, которую он изложил в послании, суд не слышит. Хочется надеется, что разум возобладает, что люди не будут искать в этом процессе какую-то политику и вспомнят самое главное: что следственный изолятор для особо опасных людей, которые стреляют из пистолетов, насильники всякие, но никак не предприниматели. И меня удивляет, что если не слышат нас, то почему уже даже президент, который открыто сказал по этому поводу, почему его не слышат. То есть что должно произойти, чтобы суды просто обратили внимание на букву закона».
По статье об организации преступного сообщества обвинены совладельцы группы «Сумма» братья Зиявудин и Магомед Магомедовы (они находятся под арестом до 30 июня), а также экс-министр открытого правительства Михаил Абызов (под арестом до 25 июля). Вот что говорит адвокат Зиявудина Магомедова Александр Гофштейн.
Александр Гофштейн
адвокат«То, что идея очень здравая, — это безусловно. Происходит девальвация этого понятия. Преступное сообщество — это наивысшая форма совместной преступной деятельности. И вообще тогда, когда это понятие было введено в Уголовный кодекс, имелась в виду общность лиц, деятельность которых угрожает национальной безопасности. А когда сейчас вот эти ярлыки развешивают, не задумываясь даже над тем, а есть ли там группа, конечно, это безобразие. И все практики знают, чем это вызвано. Не тем, что вдруг у нас как грибы расплодились преступные сообщества за каждым углом, а совершенно другими узкокорпоративными целями, которые преследует силовой блок. Способов реализации идеи защитить предпринимателей от необоснованных обвинений по 210-й статье — таких способов несколько. Предложен самый радикальный. И именно потому, что он радикальный, он может и не пройти, потому что есть ведь другой, более мягкий механизм. Это постановление пленума Верховного суда Российской Федерации, который разъяснит должную практику применения статьи 210 без всяких запретов».
Ранее в ходе «прямой линии» президент Владимир Путин заявил, что «на сегодняшний день юридическая техника такова, что под преступное сообщество» можно подвести совет директоров любой организации. Данную ситуацию глава государства назвал недопустимой, добавив, что необходимо «внести изменения в действующий закон».