Игорь Николаев: Как найти ключ к успеху в борьбе с бедностью
19 июня 2019
АВТОР
Открытые медиа
упрощаем доступ к общественно значимой информации
Опыт Сингапура и других стран Юго-Востока, где стояла похожая задача, показывает: для победы над бедностью надо сперва обуздать коррупцию
Сверхострая проблема
Борьба с бедностью выходит на первый план в российской внутриполитической повестке, глава СП Алексей Кудрин называет ее «сверхострой проблемой» и опасается социального взрыва. Этой проблеме посвящены нацпроекты, цель сформулирована так: «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации».
Уровень бедности, напомним, определяется, как численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (% от общей численности населения). В цифрах это выглядит следующим образом. Если в 2017 году этот показатель равнялся 13,2%, то в 2024 году он должен составить 6,6%.
Задача чрезвычайно трудно выполнимая, на самом деле, просто нереальная. Но решать-то проблему все равно необходимо, даже если и нет пока перспектив достигнуть столь фантастического результата. Желательно достичь хотя бы явного прогресса.
Напомню, что не менее амбициозная задача, касающаяся проблемы бедности, уже была в нашей новейшей истории. В президентском Послании Федеральному Собранию 2003 года наряду с увеличением ВВП в два раза и модернизацией Вооруженных Сил она формулировалась, как «преодоление бедности». Заметьте, не снижение, а именно преодоление бедности. Потом, по-видимому, осознали, что совсем преодолеть бедность не получится еще очень долго, поэтому и стали говорить о сокращении уровня.
Выполнение той задачи, из далекого уже 2003 года, судя по тому, что сегодня снова говорим об этом, было провалено. Кстати, удвоить ВВП тоже не получилось. Это, на самом деле, взаимосвязанные вещи, потому что перспективы снижения бедности прямо зависят от успехов в экономическом развитии страны.
Варианты решения
Собственно говоря, есть два основных пути в решении проблемы бедности. Устойчивый и значимый экономический рост. И перераспределение в сторону бедных, выражающееся в социальных программах, выплате разного рода пособий и пр. Один подход не исключает использования элементов другого, вопрос в разумном балансе использования всего, что позволяет снять остроту проблемы бедности.
И всё-таки магистральный путь — это ускоренное развитие экономики. Потому что это создание новых рабочих мест, это снижение безработицы, это более высокие зарплаты.
Это развитие предпринимательства, микро— и малого бизнеса. Доходы людей в таком случае в большей степени зависят от них самих, от их предпринимательской инициативы.
За ростом идет и повышение в совокупных доходах людей тех доходов, которые они получают от своей собственности (от владения теми ж акциями и пр.). Это и большие доходы бюджетов всех уровней, что означает большие возможности тех же бюджетов в части расходов социального характера.
Казалось бы, все просто, все понятно и рецепты давно известны. Еще в 2001 году Международная финансовая корпорация выпустила брошюру — своеобразное руководство к действию «Бедность: пути выхода. Роль частной инициативы и частных предприятий в развивающихся странах». Тезисы из той брошюры будто специально написаны для сегодняшней России (и ничего необычного в них, разумеется, нет). Первое: долговременный экономический рост — самое главное условие сокращения бедности. Второе: конкуренция — лучший способ избежать концентрации власти, олигархии, монополии, коррупции и других искажений, которые делают попытки помочь бедным неэффективными. Третье: обеспечение низкой инфляции…
Успешные примеры
Надо сказать, что целый ряд стран на своем примере убедительно доказали правильность этих тезисов. Можно выделить страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Китай, теперь уже Вьетнам. Здесь нищету обуздали прежде всего за счет высоких темпов экономического роста.
Сингапур же интересен и важен еще и тем, сколь непримиримой там была борьба с коррупцией. Она сказалась и на развитии конкуренции, и на экономическом росте в целом, и на решении проблемы бедности.
В России никто никогда и не отрицал важность экономического роста для решения проблемы бедности. Но на деле, увы, о требуемом для решения проблемы бедности росте мы по-прежнему можем только мечтать. Так, за последние десять лет он составил менее 7% (!). За десять лет. Всего-то. Да мы за год должны на столько расти. Если бы тот же Китай, который по некоторым критериям (к примеру, по доли расходов на продовольствие в общей структуре расходов населения — около 30% — уже является более богатой страной по сравнению с Россией), рос такими темпами, как Россия, он никогда бы не достиг того, что уже имеет.
Беда еще и в том, что, не имея особых успехов в достижении высоких темпов экономического развития, проблему бедности в России пытаются решить за счет перераспределения доходов. Показательно в этом плане то изменение структуры доходов населения, которое произошло за последние годы. Если в 2000 году доля доходов от предпринимательской деятельности в общих доходах населения составила 15,2%, то в 2018 году она снизилась до 7,5%. Напротив, если в 2000 году доля социальных выплат в общих доходах населения составила 13,9%, то в 2018 году этот показатель вырос до 19,4%. Если ставка делается на перераспределение доходов, а особого роста не получается, то страна остается бедной.
Плюс, к тому же, вспомним про «успехи» России в борьбе с коррупцией. А ведь это, согласно международным рекомендациям, важнейшее направление работы. Без нее проблему бедности невозможно решить. Кстати, понятно, почему. Не только из-за снижения уровня конкуренции в экономике, но и из-за того, что разворовываются, как можно догадаться, не миллиарды рублей, и даже не десятки миллиардов, а сотни миллиардов рублей.
Причем власти сами это признают. Вспомним хотя бы свидетельство одного из высокопоставленных чиновников во времена президентства Дмитрия Медведева, что до 20% госзаказа у нас разворовывается. Уже тогда госзаказ у нас составлял не менее 1 трлн рублей, вот и считайте.
Представьте, что эти деньги пошли бы на правое дело, а не были бы банально растасканы. Понято, представить такое трудно, но хотя бы в теории. Это, безусловно, внесло бы значительный вклад в решение проблемы бедности.
Одним словом, надо помнить, что есть не только китайский путь, но и весьма успешный сингапурский опыт. Не обуздав коррупцию, бедность не победить.
Игорь Николаев, доктор экономических наук