В России зафиксирована самая низкая смертность от внешних причин за полвека
Росстат сообщил о низкой смертности от внешних причин, но отметил проблемы с рождаемостью — она снижается четыре года подряд
Фото: depositphotos.com
Росстат насчитал самую низкую смертность от внешних причин за 50 лет. Речь о гибели граждан в результате ДТП, убийств, самоубийств, отравлений. По данным Росстата, сейчас цифры близки к минимуму 1965 года.
Но при этом с рождаемостью все не так гладко. Она интенсивно падает уже четыре года подряд и в прошлом году снизилась еще на 5%, годом ранее на 10%.
Женщины рожают все позднее. Самым активным с точки зрения рождения детей впервые в российской истории стало поколение женщин, которым исполнилось 30 лет.
С чем связаны перемены в демографии, объяснил старший научный сотрудник лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Борис Денисов.
— Изменилась структура населения, население стареет, чем оно старее, тем оно меньше склонно к насилию. То есть убийств и самоубийств меньше становится, меньше попадают под машину.
— Старение населения — это такая долгоиграющая тенденция? Получается, что чем дальше, тем ниже будет смертность?
— По идее, должно быть так. Потому что во всех странах, в которых население постарше, эта причина менее заметна.
— Помимо смертности, у нас еще откладывается детородный возраст, все позднее и позднее. Сейчас, по данным Росстата, большинство женщин рожают первенца в 30 лет. С чем вы это связываете?
— Происходит старение всего, и рождаемости в том числе. Насчет рождаемости и брачности — это так называемый второй демографический переход. Странно, что он у нас тоже есть, потому что он наблюдается в основном в очень демократических странах, в Западной Европе, например в Голландии или Бельгии. Это нормально: больше времени уходит на образование, на обретение самостоятельности. Население больше опирается на свои силы, а не ждет подачек от родителей, от государства.
— Почему удивительно, что в России сейчас это наблюдается?
— Россия все-таки не демократическая страна. Демократические страны, как правило, не проводят патерналистской политики и не стимулируют рождение, а у нас рождение все-таки стимулируется. Стимулировалось рождение второго ребенка материнским капиталом, теперь, когда рождаемость стала падать, стали стимулировать рождение первого ребенка.
Снижение смертности от внешних факторов — результат автомобилизации населения, считает профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, кандидат экономических наук Александр Синельников.
Александр Синельников
профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, кандидат экономических наук«Раньше смертность от этих причин была ненормально высокой, и она стала снижаться по многим причинам, причем снижается уже больше 15 лет. Такая положительная тенденция есть, алкоголь меньше употребляют. Смертность от несчастных случаев, травм, отравлений, ДТП очень сильно связана с алкогольным фактором, а пить в последнее время стали явно намного меньше. Пьяных на улице мы видим редко (это на основании личных наблюдений). Сама по себе массовая автомобилизация населения, которая у нас произошла (сейчас уже людей без машины, наверно, меньше, чем с машиной), по идее должна была повысить смертность от ДТП. Но этого не произошло, наоборот, машин становится больше, а катастроф меньше. Почему так? Потому что люди, которые постоянно за рулем, а это чаще мужчины, редко имеют возможность выпить. Это сильно контролируется. И вообще, меньше происшествий, несчастных случаев, связанных с алкоголем, но не обязательно связанных с транспортом. Так что уменьшение смертности от внешних причин, то есть несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств, — очень позитивный феномен в нашей демографии».
В то же время смертность от внешних причин в России эксперты считают все еще высокой, и, самое главное, она затрагивает преимущественно молодых людей.
Это влияет на общую продолжительность жизни населения, говорят социологи. От внешних причин в России гибнет мужчин в три раза больше, чем женщин.