Антиотмывочные требования ставят бизнес в тупик
Как ударили по предпринимателям многочисленные блокировки счетов
"Коммерсантъ FM" от 17.05.2019, 18:12
Половина предпринимателей, которые столкнулись с блокировкой счетов, полностью прекратили бизнес-деятельность. А доля тех, кто был вынужден из-за этого перейти на наличные расчеты, выросла за год в четыре раза. Такие данные приводит независимое агентство Magram Market Research. Из-за антиотмывочного закона бизнес несет убытки, которые почти невозможно компенсировать, и теряет доверие к банковской системе в целом. Уже в течение нескольких лет он пытается обратить на это внимание регулятора.
В исследовании приводятся цифры: в 16% случаев в черные списки бизнес попадает по ошибке, в 14% — банки блокировали счета без объяснения причин, а в 10% — по одному лишь подозрению в отмывании денег. Проблема носит системный характер. В 2017 году около 700 тыс. предпринимателей столкнулись с блокировками, отметил президент «Опоры России» Александр Калинин: «Банки предпочитают либо перестраховываться, чтобы потом не было проблем с надзором, либо видят в этом какой-то бизнес, потому что при разблокировке очень часто кредитная организация требует дополнительную комиссию. Мы уже связывались с ЦБ, и на следующей неделе планируется большое совещание по этому вопросу. Бизнес, конечно, решает эту проблему — многие компании с устойчивым оборотом имеют не единственный счет в банках, но это опять дополнительные издержки. Перед бизнес слишком много административных барьеров, поэтому на наши товары и услуги такие высокие цены».
Проблема состоит еще и в том, что схема реабилитации тех, у кого заблокировали счет и кто попал в черные списки по недоразумению, практически не работает. За все время реабилитироваться удалось всего 11,5 тыс. компаний и граждан. Попытки некоторых игроков малого и среднего бизнеса перейти на наличный оборот — это не выход, уверен управляющий партнер финтех-компании DTI Algorithmic Александр Бутманов: «Если ты используешь наличный оборот и регламентируешь его, это требует определенных затрат, например, на кассовый аппарат, инкассацию. Если ты этого не делаешь, то рано или поздно придет очередная проверка, и могут начаться проблемы совершенно другого характера. Это тоже очень сильно влияет на выживаемость малого и среднего бизнеса. Хотя регулятор тоже можно понять, но перегибы, конечно, серьезные».
Сейчас малый и средний бизнес, к которому необоснованно применили антиотмывочный закон, не в состоянии защитить себя ни в банке, ни в согласительной комиссии ЦБ и Росфинмониторинга, ни в суде. Необходимо четко прописать в законодательстве как основания для блокировки счетов, так и все детали возможного урегулирования подобных ситуаций, подчеркнул владелец сети кофеен Take and Wake Алексей Петропольский: «Банку не нужны проблемы. Если в Росфинмониторинг пришла информация, что клиента нужно проверять, значит, это “красная тряпка” для банка. Какие бы вы документы ему ни выслали, он в любом случае в одностороннем порядке откажет вам в обслуживании. Клиенты практически ничего сделать не смогут.
Увы, но суд тоже встает на сторону банков, и каким-либо образом обелить себя, убрать из черного списка и восстановить свою репутацию практически невозможно.
Как правило, когда человек сталкивается с блокировкой, и в первые дни ему не удается договориться с банком, и последний все же отправляет пакет в Росфинмониторинг с отказом в обслуживании, дальнейшая судьба клиента как физического, так и юридического лица незавидная — он получает бессрочный “волчий билет”, с которым придется жить. Каким-то образом реабилитироваться ни через комиссию, ни через суд на сегодняшний момент невозможно. Поэтому нужно сделать понятный, работающий алгоритм и для банков, и для судей, и для неких комиссий, которые должны работать в режиме онлайн».
По поручению президента Минфин подготовил законопроект, который ограничивает блокировку средств без веских причин. Сейчас документ проходит общественное обсуждение.
Андрей Загорский