Через «Шереметьево» пока надежнее путешествовать без багажа?

Текст: Андрей Жвирблис, Business FM

Аэропорт предупредил пассажиров, что ситуация может стабилизироваться только к концу июня. А пока при задержках выдачи багажа можно написать заявление и бесплатно получить чемоданы домой

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/06/04/tass_8294018_1.jpg
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Проблемы с задержками выдачи багажа могут продлиться до конца июня, говорится на сайте «Шереметьево». Пока что в воздушной гавани появились дополнительные «диспетчеры и супервайзеры». А если ожидание превышает 30 минут, можно написать заявление, чтобы чемодан бесплатно доставили домой.

По данным газеты «Коммерсантъ», аэропорт «Шереметьево» оказался не готов к росту пассажиропотока и только накануне высокого летнего сезона объявил добор грузчиков в дочернюю структуру ООО «Шереметьево Хэндлинг», которая с конца прошлого года стала обрабатывать весь багаж в аэропорту. Раньше этим занималась структура «Аэрофлота». «Шереметьево» планирует за месяц нанять 250 грузчиков, их ищут в близлежащих поселках, но опрошенные изданием эксперты опасаются, что на это потребуется больше времени.

На сайте вакансий hh.ru в конце мая — начале июня было опубликовано много новых вакансий от «Шереметьево Хэндлинг». Ищут грузчиков отдела выдачи и хранения багажа (график два через два, зарплата от 29 тысяч рублей), грузчиков — операторов по обработке багажа (от 45 тысяч рублей). Кроме того, много свежих вакансий водителей, в том числе спецтранспорта.

Житель Лобни Евгений, друзья и знакомые которого работают грузчиками в «Шереметьево», рассказал Business FM, что зарплаты в последние месяцы урезали примерно на 15-20 тысяч, люди начали массово увольняться, до 60 человек в день, начальство штрафует и увольняет за малейшую оплошность. Собеседник прислал видео, снятое грузчиками в одном из помещений аэропорта: видны горы чемоданов и сумок, работники попросту не успевают их разбирать и развозить.

Meduza со ссылкой на анонимный источник, близкий к «Шереметьево Хэндлинг», пишет, что люди вынуждены перерабатывать, соответственно, ошибаются и попадают под очередное лишение, а штат начальства якобы, наоборот, расширяется. По данным издания, проблемы начались в январе, когда после расформирования департамента наземного обеспечения пассажиров из «Аэрофлота» уволились многие сотрудники. В «Шереметьево» на момент публикации материала не прокомментировали эту информацию.

На видеоролике, который ранее появился в сети, видно служебное помещение аэропорта, где по конвейеру движутся одни сумки и чемоданы, а по углам видны завалы из других. Видно, что ситуация далека от нормальной. Перебои, которые аэропорт списывает на начало летнего сезона, длятся уже не первый день. Один из потерпевших, Николай, уже успел столкнуться с ними дважды.

«В среду прилетел из Гонконга в «Шереметьево», весь самолет ждал багаж часа полтора-два. Совсем печально было в субботу, когда я вылетал с семьей с полугодовалым ребенком. Сдали багаж, бизнес-класс, приорити. Через 2,5 часа мы приземлились в аэропорту Сочи, по меньшей мере одна треть пассажиров точно осталась без багажа. Представитель авиакомпании сказал, что, к сожалению, в последнее время это случается. Мы написали заявление, более чем через сутки к нам багаж прилетел, его привезли, было видно, что багажа полная «Газель».

Подобные масштабные сбои раньше происходили во всем мире: в Гонконге, мадридском Барахасе и Лондоне. Причем в «Хитроу» 11 лет назад был настоящий коллапс: рейсы отменяли, сотни пассажиров днями остававались в здании аэропорта, убытки исчислялись десятками, если не сотнями миллионов долларов. Проблему пришлось даже обсуждать в парламенте и МИД.

Тогда возникла такая путаница, что в результате было решено уничтожить 28 тысяч чемоданов, а их владельцам выплатить компенсацию. Но надо понимать, что эта компенсация может оказаться не особо значимой, а за задержку багажа вообще и вовсе исчезающе малой, но сопряженной с огромной волокитой, объясняет руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова.

Надежда Ефремова
руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России

«Пассажир имеет право приобрести какие-то необходимые для себя вещи и потом предъявить претензию авиакомпании с просьбой компенсировать стоимость расходов. Речь идет, конечно, о зубной щетке, пасте, каком-то минимальном наборе требований. Понятно, если пассажир принесет чек на несколько тысяч рублей, в компенсации ему, скорее всего, будет отказано. Пассажир имеет право заявить о потере багажа. Оценивается стоимость вещей, есть специальные тарифы, по которым авиакомпания производит возвраты, они разные для российских и международных авиарейсов».

В случае с новым терминалом «Хитроу» в 2008 году виной стал сбой в новой электронной идентификации багажа. Причина нынешней ситуации в «Шереметьево» иная: как утверждается на портале frequentflyers.ru, по неофициальным данным, из-за снижения зарплаты из аэропорта уволилось очень много грузчиков.

С представителями профсоюза на момент публикации материала Business FM связаться не удалось. Но факт налицо: задержки продолжались и в понедельник вечером, свидетельствует Екатерина.

«Я прилетела из Мадрида, багаж нам выдали через час. Кому-то, видимо, задержали сильнее, но какого-то глобального коллапса нет. Мой чемодан потерялся, но в итоге его очень быстро нашли, как только я подошла к стойке поиска потерянного багажа».

То, что происходит в «Шереметьево», пока скорее можно назвать неприятностями, а не полноценным транспортным коллапсом. Правда, не стоит забывать, что через аэропорт пролегает немало транзитных рейсов и пока неизвестно, что происходит с этим багажом и не станет ли он накапливаться, а авиакомпании, на которые в результате ложатся репутационные и финансовые издержки, — стараться искать стыковки через другие воздушные гавани. Пока же простой совет: если путешествуете через «Шереметьево», надежнее ограничиться ручной кладью.

https://www.bfm.ru/news/415880