Житель Мордовии по вине врачей 13 лет жил с марлей в животе

Текст: Мария Локотецкая

Мособлсуд присудил Вячеславу Лисину компенсацию в размере 20 тысяч рублей за нарушения при ведении медицинской документации сотрудниками Серпуховской городской больницы имени Семашко

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/05/28/op.jpg
Фото: depositphotos.com

Добиться пересмотра решения суда о выплате компенсации в размере 20 тысяч рублей намерен в президиуме Мособлсуда житель Мордовии Вячеслав Лисин. Мужчина, проходивший 13 лет с марлевой салфеткой в животе, винит в случившемся врачей подмосковной больницы имени Семашко, которые в 2004 году после разбойного нападения удалили ему левую почку. Он настаивает на возмещении морального вреда в сумме 3 млн рублей. Сами медики вину отрицают.

Инородный предмет, вросший в позвоночный столб, был найден у Лисина 30 мая 2017 года врачами Республиканской клинической больницы № 4 Саранска. Тогда у 42-летнего мужчины медики заподозрили онкологическое заболевание. Каково же было удивление врачей, когда во время исследования «в забрюшинном пространстве левой подвздошной области» было найдено «объемное образование 12 на 10 с плотными стенками до 1 см». Как следует из медкарты стационарного больного, при операции выяснилось, что это была «осумкованная марлевая салфетка».

Восстановившись после операции, Лисин в 2018 году подал иск к Серпуховской городской больнице имени Семашко. Поскольку чеки на лекарства и лечение мужчина не сохранял, он потребовал возместить ему хотя бы моральный вред, причиненный, по его мнению, халатностью хирурга. Лисин считает, что салфетку забыл оперировавший его много лет назад Дмитрий Галушкин, ныне врач ультразвуковой диагностики.

По словам истца, на операционный стол он попал в октябре 2004 года, после того как, возвращаясь из гостей в подмосковном поселке Оболенске, стал жертвой злоумышленников. Они напали на него на автобусной остановке, сильно избили и забрали мобильный телефон. Вот как Лисин вспоминает события тех дней:

«Сначала меня положили в травматологию, потом перевели в урологию, взяли анализы, сделали рентген и повезли на операцию. О том, что будут удалять почку, даже разговора не было. Уже после того как привезли в реанимацию, мне сказали, что удалили почку. Перед выпиской, недели через две, мне сунули согласие, чтобы я его подписал. Ни родственников, никого не предупредили, что почку будут удалять. Меня выписали с температурой. Шов гноился и гноился, я обратился к этому же хирургу Дмитрию Галушкину, но меня оттуда выгнали и сказали: «Мы все сделали, иди у себя в стационаре лечись, тут тебе делать нечего». Через год я был в Омске, а шов все гноился и гноился, появилась большая шишка. Меня прооперировали, гной удалили, вроде полегче стало, но боли возобновились».

Мужчина признается, что уже свыкся с постоянными болями, которые на протяжении 13 лет он заглушал, принимая два-три раза в неделю обезболивающее, пока, наконец, в 2017 году он не попал к врачам-онкологам.

«Мне в 2017 году поставили диагноз «саркома, рецидив», когда сделали МРТ в Саранске. Потом вышли на главного хирурга республики. Тот взялся оперировать. Вот и обнаружили инородное тело размером с голову ребенка — такой у него большой размер был. Вокруг него пошел абсцесс. Еще бы чуть-чуть и не спасли меня, поэтому у меня и боли такие были».

После этой операции мужчине стало значительно лучше: «Я сразу и вес набирать стал, а до этого я весил 47-52 килограмма при росте 1 метр 86 сантиметров. Максимум вес 60 килограммов был. Самочувствие стало гораздо лучше, хоть на человека стал похож».

По словам Вячеслава, на протяжении 13 лет он не мог полноценно жить и работать, перебиваясь случайными заработками и живя, по сути, в долг. «Там поработаю, невмоготу станет — ухожу. Матери дали «ветеранскую» квартиру, пришлось продать за полцены. Если бы я знал, в чем причина, что это ошибка врачей, то чеков бы на лекарства накопил мешков пять, наверное».

Исчезнувшие листы экспертизы

Первый судебный процесс в Серпуховском городском суде завершился в сентябре 2018 года не в пользу Лисина: 26 сентября судья Марина Петрунина отклонила его иск, опираясь, в частности, на результаты назначенной по делу экспертизы.

Заключение Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области гласило, что «определить, в какой именно организации — Серпуховской городской больнице в октябре 2004 года или в Омской областной клинической больнице в октябре 2005 года было оставлено инородное тело … не представляется возможным». В итоге суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между оказанием медицинской помощи истцу в больнице им. Семашко в 2004 году и обнаружением у него инородного тела спустя 13 лет.

При этом расходы по проведению исследования стоимостью более 100 тысяч рублей судья возложила на истца. Впрочем, сам Лисин настаивает, что в Омске оставить салфетку не могли, ведь там, по его словам, операция по удалению гноя не была серьезной. Он обжаловал решение в апелляции.

Представлявшая его интересы юрист Татьяна Старчикова считает, что судья Серпуховского суда вела процесс предвзято, «демонстрируя всем свои дружеские отношения с врачами больницы». «Так, она допустила к участию в деле в качестве специалистов двух врачей больницы имени Семашко. Кроме того, она не озвучила в суде выводы экспертизы, а во время допроса эксперта на процессе случился скандал, — заявила Старчикова Business FM. — Выяснилось, что в деле нет нескольких листов заключения судебно-медицинской экспертизы, подшитых в дело. В заседании объявили перерыв, во время которого представитель больницы при мне и помощнике прокурора привезла листы экспертизы и передала помощнику судьи в ее кабинете».

Московский областной суд 17 декабря 2018 года отменил решение нижестоящего суда и вынес новое решение, частично удовлетворив иск Лисина и взыскав в его пользу 20 тысяч рублей в качестве компенсации нравственных страданий. При этом судьи апелляционной коллегии не согласились с доводами истца об имевшей место врачебной ошибке работников Серпуховской больницы.

«Права истца как потребителя были нарушены, поскольку экспертизой установлен дефект ведения медицинской документации в виде отсутствия комментариев сохранявшейся субфебрильной температуры [у Лисина] вплоть до выписки из Серпуховской городской больницы, до 22.10.2014», — говорится в определении суда, копия которого имеется в распоряжении Business FM.

Именно за это мужчине присудили столь мизерную компенсацию. В апреле Вячеслав Лисин обжаловал это решение в кассационном порядке в президиуме Мособлсуда. Он просит вернуть дело в апелляцию, чтобы добиться там проведения повторной экспертизы. Судьи истребовали материалы дела, но слушание пока не назначено.

Незаконченная история

Главный врач Серпуховской городской больницы имени Семашко Николай Ефременков сказал Business FM, что в курсе истории Владимира Лисина, однако воздержался от подробного комментария, сославшись на то, что не вправе предоставлять конфиденциальную информацию о пациентах.

Он считает законным первоначальное решение Серпуховского горсуда. «Я не вижу в действиях своих врачей каких-либо ошибок. История не закончилась. Я думаю, будет еще третье решение [суда] и торопиться с выводами не стоит», — сказал он. По его мнению, никакой врачебной ошибки работники больницы не допустили, а оперировавший мужчину Дмитрий Галушкин действовал квалифицированно. «Мы это доказывали в суде, сопоставлялись все факты, все материалы. Я думаю, что мы свою позицию доказали и продолжаем доказывать», — сказал он.

При этом руководитель медучреждения назвал Галушкина врачом с большим стажем, воздержавшись от его оценки как специалиста. «И стаж оперирующего врача у него достаточно большой, и работа в амбулаторной службе достаточно большая, и как специалиста УЗИ», — сказал он. Ефременков не считает «понижением» уход врача из хирургии в ультразвуковую диагностику. «Это нормально, когда врач повышает свою квалификацию и приобретает новые навыки», — сказал он.

В свою очередь Вячеслав Лисин признался Business FM, что «испытал шок» от решения судей Мособлсуда и от размера назначенной ими компенсации. Он считает, что до сих пор судьи покрывали больницу, как и сотрудники Следственного отдела по городу Серпухову, которые в апреле 2019 года устно проинформировали его юриста об отказе возбудить дело по факту халатности врачей. Письменный ответ он так и не получил.

Стоит отметить, что заявление на имя председателя СК Александра Бастрыкина представитель Лисина подала еще в сентябре 2018 года. При этом Татьяна Старчикова просила направить заявление для проверки и принятия процессуального решения в любое из подразделений СК, кроме Серпухова, полагая, что там не смогут непредвзято оценить действия врачей местной больницы. С тех пор заявление побывало в СК по Московской области, прокуратуре и даже ОБЭП и в итоге «спустилось» именно в Серпухов.

Несмотря на то, что до сих пор Фемида была не на его стороне, Вячеслав Лисин не теряет веры в правосудие и при необходимости намерен дойти до Верховного суда. По его словам, он «не жаждет крови» врачей и не хочет никого посадить, а просто добивается «справедливости». «Здоровья мне не вернуть. Пусть хотя бы моральный ущерб выплатят. 3 млн рублей — это лишь часть моих расходов на лечение, не считая нервов», — сказал он.

https://www.bfm.ru/news/415294