СЕО Acer Джейсон Чен: «Наша задача — заставить мир сказать «Вау!»
По его словам, в индустрии происходит много интересного, главное — найти перспективные технологии, которые позволят компании выделиться
Фото: BFM.ru
Исполнительный директор и председатель совета директоров корпорации Acer Джейсон Чен (Jason Chen) в интервью Денису Самсонову и Кире Альтман для Business FM рассказал о перспективных технологиях в индустрии ПК, о том, как понять новое поколение пользователей и почему необходимо концентрироваться на преимуществах, а не на проблемах.
Четыре года назад, только возглавив компанию, вы говорили, что хотите вывести Acer за пределы рынка персональных компьютеров, в сферу портативных устройств. Что вы сейчас думаете о центральном бизнесе Acer? Вы все еще воспринимаете себя как компанию по производству компьютеров? Нравится ли вам быть CEO компьютерной компании?
Джейсон Чен: Мы уже давно работаем в сегменте персональных компьютеров и приложим все усилия, чтобы остаться на этом рынке в долгосрочной перспективе. Вместе с тем внутри нашей компании прямо сейчас происходят изменения: на наших глазах идет эволюция от традиционного ПК к новым устройствам. Acer продолжит производить персональные компьютеры, но также мы планируем выпустить множество новых продуктов, которые уже сейчас находятся в разработке.
Некоторые люди считают, что персональные компьютеры превратились в commodity: все используют одни и те же платформы, те же операционные системы, примерно тот же дизайн и так далее. Как вы считаете, на этом рынке все еще можно выделиться? И если да, как это делает Acer?
Джейсон Чен: Вы задаете правильный вопрос правильному человеку. Я начинал в индустрии полупроводников. Тогда все компании по производству компьютеров были моими клиентами. Они использовали одни и те же чипы: Intel, AMD, Nvidia — только брендирование было разным. Теперь я оказался на их месте.
При этом сейчас на рынке есть два основных тренда: гейминг и мобильные решения. В обоих случаях огромную роль играют производительность и распределение тепла, потому что, когда полупроводниковый прибор работает быстро, он быстро нагревается. Благодаря своему опыту в производстве полупроводников я знаю один очень важный принцип: нужен компромисс производительности и температуры. Поэтому мы внедряем огромное количество инноваций и зарегистрировали почти 300 патентов в области технологий охлаждения — это больше, чем у любой другой компании. В частности, мы разработали систему охлаждения AeroBlade™ 3D с металлическими вентиляторами. Вентиляторы с металлическими лопастями на 45% эффективнее по сравнению с пластиковыми аналогами. За счет этого продукты Acer получают серьезное преимущество в плане производительности.
Какие технологии станут главными драйверами индустрии ПК и портативных компьютеров в обозримом будущем?
Джейсон Чен: Происходит много интересного, но наша задача — найти перспективные технологии, микротренды, которые позволят нам выделиться. Chrome-устройства, гейминг сейчас актуальны как никогда, и до уровня мейнстрима они выросли из нишевых продуктов. Мы внимательно отслеживаем ситуацию на рынке: сначала находим области, в которых можно достичь прорыва, затем — подходящие технологии, и оцениваем, насколько эти решения подходят нашему бренду.
И самый важный момент — это построение бренда. Хорошим примером будет Predator, ориентированный на хардкорных геймеров. Тут дело не только в том, чтобы создать продукт с определенным программным обеспечением и продавать его под своим брендом как игровой компьютер. Важно соответствовать духу и вписываться в культуру киберспорта. Тогда продукт взлетит и станет успешным, а с ним и бренд. Именно это произошло с Predator, и теперь, когда люди видят продукт Predator, они понимают, что это устройство именно для гейминга.
Вы хорошо понимаете, кто такие геймеры и какой продукт они хотят видеть. А что насчет обычных пользователей? Расскажите, что вы думаете о дизайне для них?
Джейсон Чен: Я очень требовательный человек, но понимаю, что ничто не совершенно. При этом мы всегда можем двигаться к следующей ступени и расширять границы возможного.
В любой сфере мы должны оптимизировать продукт до такой степени, чтобы люди говорили: «Вау!» Если продукт до «Вау!» не дотягивает, значит, он недостаточно хорош. Мы продолжаем стремиться к лучшему. Дважды в год Acer проводит глобальную пресс-конференцию. В этом апреле в Нью-Йорке была анонсирована продуктовая линейка на будущий сезон. В сентябре-октябре на выставке IFA в Берлине мы запустим линейку на праздничный сезон — на Рождество и Новый год. Вся работа компании подстраивается под эти два ключевых события.
Многие скажут, что Apple — инновационная компания. Но если посмотреть на цифры, то с точки зрения дизайна и инноваций мы намного обогнали Apple. И это при том, что раньше компьютеры Acer относились к категории open price point — «компьютеры стартовой цены» — так вежливо называют дешевые компьютеры. А теперь Acer — признанный эталон дизайна и инноваций.
То есть вы хотите победить в этой игре?
Джейсон Чен: Конечно. И не только в этой — в любой другой игре, которую мы затеем. Хорошим примером будет тот поезд, в который мы запрыгнули пару лет назад, — игровые компьютеры. Тогда многие говорили: «Это небольшая ниша». А теперь Goldman Sachs опубликовал исследование, в котором заявлено, что киберспорт — это мейнстрим. Аналогичная ситуация с Chromebook’ами. Ими мы занимаемся пять-шесть лет. В самом начале рынок Chromebook’ов был небольшого размера, а сейчас он серьезно растет — быстрее, чем рынок компьютеров в целом. И он выглядит по-разному в зависимости от сегмента — образовательного, потребительского или делового. Acer выигрывает в бизнес-сегменте Chromebook. За счет чего? За счет наших решений. Например, у нас есть сервис поддержки для тех, кто меняет операционную систему и переходит на Chrome, — с этим сервисом пользователю не нужно беспокоиться о приложениях и драйверах. Получается, что мы способствуем превращению так называемого микротренда в мейнстрим.
А если заглянуть в будущее, как бы вы описали идеальный компьютер для бизнеса 2020 года?
Джейсон Чен: Это по-настоящему защищенный компьютер. Конечно, производительность и дизайн важны, но надежность и безопасность должны быть в приоритете. Более того, дело не только в компьютере — дело в офисной среде в целом. Хорошо ли она защищена? Сколько у нее уровней защиты? Существует ли стандарт поведения менеджмента в условиях чрезвычайных ситуаций и кризисов? Разработана ли методология восстановления утерянной информации? Я думаю, это самое важное для компьютеров, используемых в бизнесе.
Изучаете ли вы поколение миллениалов и пытаетесь ли спрогнозировать, какими будут их потребности через пару лет, когда они станут вашими главными покупателями?
Джейсон Чен: Я почти 60-летний мужчина, принимающий важные решения для этой компании. Но наша целевая аудитория — это миллениалы 20-30 лет. Для того чтобы понять запросы молодого поколения, я применяю подход, который использовался в моей предыдущей компании, в Intel. У меня есть молодой ассистент, который сопровождает меня почти на каждой встрече. И это не наставничество — это процесс взаимного обучения. Для него это возможность изучить мой подход к решению проблем, к принятию решений, а я учусь у него понимать, как думает молодое поколение, как его представители чувствуют, что им нравится. Разница с моим поколением бывает значительной. Больше того, сегодня считается, что каждые три года приходит новое поколение, которое по-другому использует продукты и сервисы. Поэтому ассистенты меняются ежегодно. Затем они отправляются на реализацию рискованных инициатив, но у них всегда есть возможность со мной проконсультироваться.
Технологические компании регулярно выпускают все новые и новые устройства, зачастую дезориентируя покупателей, которым все труднее сделать выбор. Что вы думаете об этой проблеме и за счет чего отдельно взятый производитель может выиграть в такой жесткой конкурентной борьбе?
Джейсон Чен: Во-первых, наша задача — выбирать нужные решения для покупателей, чтобы на них не давил избыток новинок. Во-вторых, меня не очень беспокоят проблемы: я осознал, что проблемы существуют всегда, но мы должны концентрироваться на своих сильных сторонах, на преимуществах, а не на слабостях.
Когда я работал в Кремниевой долине, возглавляя Intel Worldwide Service and Marketing, я осознал одну вещь. В обычной азиатской семье, когда ребенок (а у меня двое детей) приносит из школы табель с оценками и у него одна тройка, мы нанимаем репетитора, чтобы сделать тройку четверкой или, если получится, даже пятеркой. Но когда я говорил с коллегами, они рассказывали о другом подходе: они начинают работать над предметом, по которому уже есть пятерка, чтобы сделать ее пятеркой с плюсом. Это необходимо потому, что в будущем человек сможет использовать именно этот предмет, чтобы зарабатывать на жизнь. Если постараться, из тройки можно сделать четверку. Но как с четверкой конкурировать с людьми, у которых пять с плюсом? Поэтому, придя в компанию, я провел аудит, инвентаризацию, чтобы понять, какими компетенциями мы располагаем. Затем осознал наши сильные и слабые стороны и сфокусировался на сильных. Я стремился максимизировать их, чтобы стать лучшей инновационной компанией. Теперь мы опережаем Apple по инновациям и креативности и прокачаны до уровня, позволяющего обогнать лучших из лучших. Такой подход касается и самой компании и нашего образа действий.