Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Россияне снова смогут сдавать бутылки за деньги?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Россияне снова смогут сдавать бутылки за деньги?

Практика приема полимерной и стеклянной тары может вернуться, поручение дал Дмитрий Медведев. За одну бутылку предлагают платить по 5-7 рублей. Цель инициативы — минимизация объемов мусора, пояснил ее автор, замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/05/15/butylki.jpg
Фото: Peter Kneffel/DPA/TASS

В России может возобновиться практика сдачи полимерной и стеклянной тары в магазин. Этот вопрос рассмотрят Минприроды, Минпромторг и Минэкономразвития, соответствующее поручение дал премьер-министр Дмитрий Медведев, пишут «Известия».

Вернуть прием тары, который существовал еще в советское время, предложили в «Справедливой России», где считают, что цена пустой бутылки в России должна составить 5-7 рублей. Идею объясняет замглавы фракции Олег Нилов.

Олег Нилов
заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе

«Эта инициатива была мною озвучена на встрече премьер-министра с фракцией, которая проходила перед отчетом правительства. И эта инициатива была поддержана, причем практически в полном объеме. Речь идет о том, чтобы идти по пути минимизации, причем значительной, объемов мусора, который сегодня становится проблемой уже не только бытовой, не только экономической, но даже политической для страны. Пока мы идем по пути либо утилизации на мусорных полигонах, либо сжигания на мусоросжигательных заводах, а не по пути минимизации в разы объема мусора, тем более того мусора, который можно превратить в полезное какое-то сырье и запустить во вторичную переработку».

Торговые сети уже планируют пилотные проекты, сообщают в Ассоциации компаний розничной торговли. Но там отмечают необходимость отдельных площадок для сбора отходов и специального дорогостоящего оборудования, которое не производится в России.

Об инфраструктуре, которая потребуется для сдачи бутылок, говорит организатор экологического движения «Раздельный сбор» Валерия Коростелёва:

— С технической точки зрения для приема пластиковой тары уже давно существуют такие пандоматы. Это будка-приемник, в которую вы опускаете бутылку или банку, и они накапливаются в контейнере внутри или в подсобном помещении за этим пандоматом. Такие стояли как-то в Москве в начале 2000-х годов и стоят в Европе. В Европе за это дают какие-то скидки.

— Каким образом деньги будут возвращаться человеку?

— Иногда это делается через карточку или на счет телефона. С наличкой, конечно, сложнее всего, потому что это не банкомат, надо все время загружать деньги, и это не очень вандалоустойчивая история. Самое главное, чтобы проработали систему расширенной ответственности производителя и залоговой стоимости тары, потому что пока такой законодательной базы нет, чтобы магазин взял и по собственной инициативе такое мог сделать.

— В Европе сети обязывают?

— Нет, там это необязательно. И это инициатива, скорее, не ретейла, не магазинов, а производителей: там производители должны в течение года собрать такой же объем упаковки, которую они произвели и поставили на рынок в этом году, и они с помощью как раз магазинов собирают эту упаковку обратно на переработку. То есть, грубо говоря, магазины — это такие посредники, которые предоставляют свою территорию для установки пандоматов.

В Германии уже давно развита система сдачи бутылок, в супермаркетах для этого установлены специальные автоматы. О том, как работает эта система и насколько она востребована у населения, рассказывает жительница Мюнхена Ирина Малкмус:

«Стеклянные бутылки сдаются всего лишь по 8 центов. На практике, если люди, например, выходят на пикник, то за 8 центов потом это никто обратно не несет. Но есть люди с небольшими доходами, которые просто собирают эти бутылки, либо это делают подростки. За пластмассовые бутылки плата от 15 до 25 центов, за четыре бутылки уже получается евро. Для этих бутылок в супермаркетах находятся автоматы. Некоторые супермаркеты уже переоборудовали эти автоматы, они принимают и стеклянные бутылки. Но в этом автомате автоматическое передвижение, поэтому стеклянные бутылки могут повредиться, разбиться. А пластмассовые бутылки попадают в контейнер, где сразу же сжимаются, получается маленький объем, потом фирмы их забирают на переработку».

Пилотные проекты по сбору тары ретейлеры могут запустить до конца года. Ведомства должны направить свои предложения в Госдуму до 15 июня.

https://www.bfm.ru/news/414269

0

2

Получится ли выбраться из стеклянного лабиринта?

Текст: Иван Медведев

Дмитрий Медведев дал поручение трем министерствам проработать вопрос о возобновлении в России практики сдачи стеклотары в магазины. Какие перспективы есть у этой инициативы?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/05/27/steklo.jpg
Фото: depositphotos.com

В России хотят вернуть практику сдачи стеклянной тары в магазины. По данным «Известий», премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил рассмотреть этот вопрос Минприроды, Минпромторгу и Минэкономразвития. Авторы инициативы считают, что цена пустой бутылки должна составить 5-7 рублей.

Эксперты уверены: для выстраивания экономически выгодной системы по сбору вторсырья залоговая стоимость тары должна составлять не менее половины от цены бутылки с ее содержимым. Но есть и другие подходы.

Люди, зарабатывающие на переработке отходов, давно говорят, что главная проблема России в этом плане — сбор сырья. Чиновники, очевидно, не верят в то, что граждане могут ответственно подойти к вопросу сортировки отходов, несмотря на данные опросов, говорящие об обратном.

Но можно заходить и с другой стороны, так, как это давно сделано в Европе: стимулировать и граждан, и производителей тары. Первое: организовать автоматические пункты сбора бутылок в супермаркетах. Да, за 5-7 рублей среднестатистический горожанин, не думающий об экологии, вряд ли понесет пустую тару в магазин, но за эти же деньги за него это сделает человек без определенного места жительства.

В этом ключе схему можно считать рабочей, но вопрос: нужны ли пустые бутылки производителям напитков? Мы давно живем не в Советском Союзе, где все бутылки были одинаковыми и тару, которую сдали в Туле, там же можно было помыть и вновь наполнить. А сколько будет стоить пустая бутылка для пивоваренного завода, например, в Петербурге, если ее сдали в пункт приема в Омске?

Поэтому стекло крошат и переплавляют. Введению единого стандарта для стеклянных бутылок воспротивятся производители напитков — это осложняет маркетинг. Но даже если бы тара была более-менее одинаковой, это все равно не решает проблему полностью, говорит генеральный директор компании «Мегаполисресурс» Владимир Мацюк.

Владимир Мацюк
генеральный директор компании «Мегаполисресурс»

«Наша «большая тройка» газировки — это «пивняки». Большой капитал тяготеет к централизации, то есть это более эффективное производство, более производительное, тогда вырастает «плечо» доставки. Если у вас стоимость напитка начинает быть кратной стоимости тары, упаковки и вам нужно ее туда-сюда возить, это крайне невыгодно для производителя. Откуда победа тетрапака, откуда победа алюминиевой банки над стеклом?»

С пряником получается не очень, но есть кнут. В Европе производители тары должны собирать вторсырья ровно столько же, сколько они выпустили на рынок за тот или иной период. В России, оказывается, этот принцип тоже действует, но лишь частично, сказал Business FM вице-президент НП «Опора», руководитель комиссии «Опоры России» по обращению с отходами Юрий Рябичев.

Юрий Рябичев
вице-президент НП «Опора», руководитель комиссии «Опоры России» по обращению с отходами

«Если они собирают, то у них РОП (расширенная ответственность производителей), тот взнос, который они должны платить за утилизацию своей продукции, которая вышла на рынок, они в этом случае не платят, но сами организуют сбор. Многие это делают. Coca-Cola это делает, «Балтика» занимается. В этом случае эта часть, которую они собрали сами, у них исключается из общего платежа. Поэтому стимулирование есть в законе, просто пока этот РОП не очень хорошо собирается».

Остается надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки. Если ретейлеры с помощью производителей тары организуют удобные пункты сбора, производителям будет выгодно собирать обратно свои бутылки, а граждане получат за ответственное обращение с отходами хоть какие-то деньги. Вопрос начнет решаться.

Причем этот принцип хорошо бы масштабировать на максимально возможный перечень отходов. Потому что мусорный вопрос в России уже перерос из экологического в социальный, а в итоге во многих регионах даже и в политический, притом что он должен лежать исключительно в экономической плоскости.

https://www.bfm.ru/news/415198

0