Москвичка оказалась поручителем должника МФО, с которым не знакома
Текст: Надежда Грошева
Указать поручителем можно любого человека, некоторые микрофинансовые организации требуют только номер телефона и ФИО. Какие риски несет такая ситуация и как можно себя обезопасить?
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Жительница Москвы Ольга получила СМС от микрофинансовой организации о просроченной задолженности. Связавшись с компанией, она узнала, что указана как поручитель. При этом сама она в МФО заем не брала и с заемщиком не знакома.
В СМС говорилось, что Ольга должна погасить задолженность. Было указано название организации MK Credit и телефон горячей линии. Ольга позвонила по этому номеру, чтобы прояснить ситуацию, но это оказалось не так-то просто.
«Меня не стали слушать, а ссылались на свою базу, со мной разговаривали в достаточно категоричной и резкой форме и говорили о том, что я указана в базе не как Ольга, а как Анастасия, указан мой телефон как поручителя некой Марии, я не запомнила фамилию. Сказали, что я указана как коллега и являюсь ее поручителем. И я обязана как-то отреагировать, покрыть задолженность либо позвонить этому человеку. На мои вопросы о том, откуда взяли именно меня, я не знаю этого человека, мне сказали следующую фразу: «Почему-то же указан ваш мобильный номер, а не мой, мы службе безопасности все передадим» и кинули трубку».
Конечно, прежде чем указывать кого-то в качестве поручителя, заемщик должен спросить разрешения, готов ли этот человек на такую ответственную роль. Помимо устного согласия, необходимо указать паспортные данные поручителя со всеми подробностями: кем и когда выдан и так далее. Но иногда при получении займа МФО просят только телефон поручителя, и тут можно полагаться только на честность заемщиков.
Статус поручителя предполагает, что, в случае если основной заемщик не может вернуть деньги, за него это делает поручитель. Что делать, если МФО предъявляет подобные претензии тому, кто с заемщиком даже не знаком, комментирует управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.
Владимир Юрасов
управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры»«Если у юридического лица есть претензии к гражданам, необходимо направить официальную претензию. Гражданин, который получает такой звонок от МФО или иных кредитных учреждений, помимо уточнения, кто звонит, должность, фамилия, контактные реквизиты и так далее, должен попросить в обязательной форме направить письменное заявление или претензию, которая, как правило, всегда излагает суть претензии, на основании каких договорных отношений, с кем и так далее, все обязательные реквизиты, на основании которых человек, которому поступает звонок, должен идентифицировать: это он как поручитель, он как заемщик, либо это ошибка. Чтобы не превращать звонок в стрессовую ситуацию, я рекомендую поступать таким образом».
Судебная практика по таким случаям очень противоречива. Но, судя по гражданско-правовым судам в Москве и Санкт-Петербурге, если человек действительно не участвовал в сделке, то есть его паспортные данные каким-то незаконным образом попали в эту гражданскую сделку, в случае судебного разбирательства есть большой шанс отбиться от этих незаконных претензий. Правда, придется потратить время и деньги. С развитием технологий защитить свои данные становится все сложнее.