Маркировка повысит цены на соки и детское питание?

Соответствующие письма, как пишет РБК, представители отрасли направили премьеру Дмитрию Медведеву

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/05/20/eda.jpg
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Введение маркировки для детского питания, соков и безалкогольных напитков приведет к росту цен на продукцию. Такие письма направили премьеру Дмитрию Медведеву руководители ассоциации «Русбренд», Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод и Российского союза производителей соков, пишет РБК.

Детское питание и безалкогольные напитки ранее были включены правительством в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Основная цель маркировки — борьба с контрафактом. С 2016 года маркируются изделия из натурального меха, а с 2019-го — табак и ювелирные изделия. С 1 июля вступит в силу обязательная маркировка обуви, с 1 декабря — верхней одежды и других товаров.

Ввести маркировку минеральной воды из-за возросшей доли контрафакта просил «Холдинг Аква», который контролирует добычу и розлив «Ессентуков». По словам президента Союза производителей безалкогольных напитков Максима Новикова, продукция и так отслеживается производителем до самого прилавка.

Максим Новиков
президент Союза производителей безалкогольных напитков

«Доля контрафакта находится на уровне статистической погрешности в целом по индустрии напитков, минеральных вод, соков, соковой продукции. Более того, в соответствии с действующими правилами технического регулирования, каждый производитель обязан обеспечивать прослеживаемость своей продукции. Подтверждением факта прослеживаемости считается движение в соответствии с действующими документами: это товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и в некоторых случаях электронный документооборот. Фактически предлагается задублировать то, что уже есть, это будет замедлять производственные процессы, логистику, снижать эффективность производства. Стоимость внедряемых элементов одного кода будет порядка 50 копеек без НДС, цена самого оборудования исчисляется для малого бизнеса сотнями тысяч рублей, для крупного — десятками миллионов. Соответственно, это порядка 30-40 млрд дополнительной нагрузки на индустрию, мы считаем, что практически совокупные расходы будут в ретейле».

Производители детского питания утверждают, что их продукция одна из самых защищенных и находится под жестким контролем государства, а случаев контрафакта здесь не выявлялось. Расходы производителей детского питания на маркировку и прослеживание составят 13,5 млрд рублей.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин говорит, что опыт использования маркировки в других сферах пока не показал эффективности, жалоб на качество изделий меньше не стало.

Алексей Егармин
сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей

«История с дополнительной маркировкой приобрела достаточно негативные результаты своего внедрения. Объяснить, чем она лучше, никто не может, но очевидно на сегодняшний день, что стоимость товара будет дороже, потому что есть маркировочные элементы, оборудование, которое их будет считывать. Соответственно, есть какая-то структура, которая будет все это учитывать. Понятно, что это вносится на себестоимость. Главное, что загадка, как эта маркировка позволит безопасности достичь. То есть если некие люди делают этот товар с маркировкой, а другие делают контрафакт, но они тоже возьмут и сделают эту маркировку. Вы знаете, у нас достаточно успешно подделывают даже акцизные марки на алкоголь. Маркировка не является неким магическим инструментом, который внедрили и все оказались счастливы».

Оператор системы маркировки Центр развития перспективных технологий на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, еще по 25% у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого.

https://www.bfm.ru/news/414669