Большие данные включат в перепись
Государство посчитает граждан с использованием big data
Газета "Коммерсантъ" №83 от 17.05.2019, стр. 7
Росстат может использовать технологии анализа больших данных для переписи населения в 2020 году. Это, в частности, должно помочь оценить не только численность населения, но и миграционные потоки. Проект может стоить государству 1,2 млрд руб., а к участию в нем планируется привлекать в том числе сотовых операторов.
О планах использовать технологии больших данных при всероссийской переписи населения 2020 года говорится в проекте «дорожной карты» «Ростеха» по развитию big data в России (есть у “Ъ”). На реализацию проекта потребуется 1,2 млрд руб. бюджетных средств. В качестве возможных ответственных компаний указаны Сбербанк, OneFactor, «Форпост» (входит в «ИКС Холдинг») и операторы связи, среди органов власти — Минэкономики и Росстат.
В «Ростехе» подтвердили факт разработки проекта «дорожной карты». По словам директора по особым поручениям «Ростеха» Василия Бровко, в ее подготовке участвовали «до ста профильных экспертов из госсектора, науки и бизнеса». «Все перечисленные в презентации проекта мероприятия — это предложения оператора "дорожной карты", а не обязательства со стороны органов власти или каких-то компаний»,— подчеркнул он. Господин Бровко допускает, что в проекте по применению big data в переписи могут участвовать несколько представителей бизнеса, например, в формате консорциума.
В пресс-службе Росстата подтвердили, что использование больших данных рассматривается для проведения переписи и повышения качества ее итогов. В АНО «Цифровая экономика», курирующей исполнение одноименного нацпроекта, отметили, что пока включение конкретных проектов в «дорожные карты» не предусмотрено.
Пробная перепись населения прошла в октябре 2018 года, Всероссийская перепись пройдет в октябре 2020 года. Совокупные затраты на нее Росстат оценивал в 30–40 млрд руб. Как сообщал “Ъ” 28 марта, в ходе переписи могут использоваться устройства на отечественной мобильной ОС «Аврора», поставщиком которых готов выступить «Ростелеком».
Технологии big data позволяют определить не только численность людей, проживающих на определенной территории, но и миграционные потоки, поясняет собеседник “Ъ”, знакомый с ходом разработки «дорожной карты». «Это позволило бы государству всегда иметь актуальную информацию по этим показателям в отличие от традиционных способов переписи, которые зачастую не могут показать ситуацию в динамике»,— говорит он. По его словам, предлагается выбрать пилотный регион, где к переписи подключили бы рыночных игроков с компетенциями в big data. Данные по численности и миграции населения могут предоставить операторы связи, а их агрегатором стать Росстат или аналитический центр при правительстве РФ, считает собеседник.
Мобильные операторы уже готовы участвовать в проекте. В МТС заявили о наличии «необходимых ресурсов и компетенций». В Tele2 полагают, что привлечение операторов поможет улучшить качество исследования и снизить затраты. В «Вымпелкоме» сообщили, что уже сотрудничают с госструктурами и готовы к проработке решений для big data в рамках «Цифровой экономики».
Основная задача «дорожной карты» заключается в развитии технологий и рынка big data с помощью государственного стимулирования, при этом государство само должно стать потребителем статистики на основе больших данных, отмечает заместитель гендиректора «Форпоста» Дмитрий Петров. Применение больших данных в переписи — одно из возможных мероприятий, подтверждает он.
В oneFactor также готовы к участию. Как сообщил руководитель направления «Ритейл & геоаналитика» oneFactor Евгений Максимча, их решения могут оптимизировать процесс проведения переписи населения, в том числе контролировать ее полноту. «Перед проведением переписи мы можем проанализировать фактическую численность населения в привязке к точкам проживания, а также выделить часы максимальной нагрузки на переписчиков на основании времени, когда люди чаще всего бывают дома»,— добавил он. В Сбербанке, «МегаФоне» и Минэкономики не ответили на запросы.
Проведение переписи ранее сталкивалось с рядом проблем, а Росстат нуждается в лучшем понимании того, какие показатели важны, как их собирать и что с ними делать, рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. При этом в России действительно есть масса компаний, включая мобильных операторов, постоянно собирающих актуальные данные о гражданах, которые можно использовать, согласен он.
Дмитрий Шестоперов, Юлия Тишина