Отъем квартиры на Тверской с помощью поддельной цифровой подписи. Возможно ли это?
Текст: Михаил Сафонов
Цифровая подпись — достижение современных технологий. Ее использование экономит время, но у любой медали две стороны, и экономия иногда может дорого обойтись
Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»
Business FM стали известны подробности истории москвича, от лица которого, по его словам, подарили дорогую недвижимость — с помощью цифровой подписи. Если факт подтвердится в ходе расследования, это станет первым известным случаем отъема квартиры с помощью фальсификации цифровой подписи.
Москвич Роман не так давно стал владельцем квартиры на Тверской улице. Ему подарил ее пожилой отец, он там живет и прописан вместе с сыном. В мае пришла очередная коммунальная платежка, и в ней была указана совершенно другая фамилия владельца.
Роман побежал в МФЦ, потом в Росреестр и выяснил: осенью он подарил свою квартиру некоему жителю Уфы, причем без личного участия, удаленно, используя цифровую подпись.
Роман утверждает, что никому свою квартиру не дарил, тем более с помощью цифровой подписи, которой, по его словам, у него и нет. Но его поставили перед фактом. Квартира в самом центре столицы, стоящая десятки миллионов рублей, теперь принадлежит другому, и он может делать с ней все, что захочет, выяснил наш собеседник.
— Он может теперь (он или кто-то другой), как мне сказали, сейчас опять продавать мою квартиру через интернет. Заказал справки, вот эта выписка из ЕГРН, в которой указано, что 22 октября 2018 года я подарил квартиру этому господину.
— Электронная подпись — штука непростая. Это физический носитель, это флешка, к которой нужно знать пин-код.
— Вот такого у меня точно нет. У меня нет физического носителя с пин-кодом, прямо сто процентов такого нет. На моей памяти такого я никогда не получал.
В Росреестре в ответ на запрос Business FM официально подтвердили: квартиру действительно подарили в октябре прошлого года. Документы подавались в электронном виде, с цифровой подписью. Это законно. Правда, не все об этом знают.
С цифровой подписью не нужно приходить на сделку, подписывать каждую страничку договора. Да и нотариус, и это тоже не все знают, не только не обязателен, но и не дает гарантий.
Теперь просвещенных больше — история вообще началась с поста в соцсетях, который широко разошелся. Обладая цифровой подписью, с квартирой можно делать все, что угодно, в том числе и продать.
Кстати, когда ее покупают в ипотеку, то банки даже стимулируют продавца и покупателя на совершение сделки удаленно. Так банки оптимизируют свои издержки. После того как сделка совершена, новый собственник удаленно подает документы в Росреестр и вступает в права. Продолжает руководитель юридического департамента компании «Метриум» Мариана Чилиндришвили.
Мариана Чилиндришвили
руководитель юридического департамента компании «Метриум»«При электронной регистрации в Росреестр сдаются документы в отсканированном виде, причем скан не содержит фотографии синей подписи, которая ставится рукой. Сканированный файл выглядит, как вордовский файл, просто в PDF. То есть подписи там не видно. При этом в Росреестр отправляется еще электронная цифровая подпись».
Мы не можем быть уверенными, что все рассказанное — правда. Но если так, то ключевое здесь — цифровая подпись, достижение нашей цифровизации. В свете этой истории у нее может быть очень неприятный изъян. Подпись нельзя получить удаленно. Только лично прийти в аккредитованный правительством центр с паспортом, написать заявление, подписать его собственной рукой и после этого получить флешку с паролем.
На этом этапе человек удостоверяет свою личность. После этого он пользуется подписью удаленно, для чего, собственно, она и придумана. Но если наш герой действительно не получал подпись, значит, кто-то сделал это за него? По идее это невозможно: повторимся, нужно прийти лично. Но в теории возможно все, говорит эксперт в области информационной безопасности и технологий Максим Эмм.
Максим Эмм
эксперт в области информационной безопасности и технологий«Ни один центр не выдает их без ксерокопии документов, без собственноручной подписи на заявлении. Потому что деятельность лицензирована, лицензию могут отобрать. Теоретически можно допустить, что там произошел какой-то сговор с сотрудниками какого-то удостоверяющего центра, их достаточно много, их сотни по России, и что они мошенническим путем как-то завладели копией паспорта на его имя, выдали документы, то тогда эта сделка могла бы произойти».
Иными словами, если кто-то вступил в сговор с сотрудником такого центра, то, имея паспортные данные владельца, преступник может завладеть квартирой. Если это мошенническая схема, то недвижимость специально подбирали: дорогая, ликвидная, нет прописанных несовершеннолетних детей. Сначала от чужого имени подарили, потом могут продать, перепродать.
И настоящий владелец уже ничего не добьется. После третьей продажи объект вернуть невозможно. В лучшем случае судиться с тем, кому квартиру подарили, и оспорить сделку.
Плюс, как Business FM подтвердили в Росреестре, правоохранители начали проверку. Но если схему довести до конца, то с квартирой можно распрощаться. Мошенники с теми, кто им выдал цифровую подпись, будут уже далеко, а тот, кому квартиру в итоге перепродадут, вполне возможно, будет догадываться, что у нее есть криминальная история. Тем более он будет знать, что там живет пожилой человек, но перед законом будет абсолютно чист.
Мы задались вопросом: а можно ли выяснить, не получил ли уже за тебя кто-то твою цифровую подпись? Только в теории. В стране около 500 удостоверяющих центров, единого реестра подписей нет. Единственный вариант — обойти их все.
Этот кейс шире сферы недвижимости. Электронный документооборот, биометрия пришли и еще придут во все сферы нашей жизни, в том числе и в финансовую. Защитить квартиру можно, подав заявление в Росреестр, чтобы любые операции с недвижимостью мог совершать только ты, в личном присутствии.
Мы не каждый день покупаем или продаем квартиру. Приехать на сделку с паспортом и подписать документы ручкой все-таки надежнее. Иначе квартиру, как выясняется, могут продать за вас. Цифровизация все равно не отменяет коррупцию, а в иных случаях даже стимулирует.