Безотходный маневр

Человечество пресытилось одноразовым потреблением
       
Журнал "Огонёк" №18 от 13.05.2019, стр. 4

https://im6.kommersant.ru/Issues.photo/OGONIOK/2019/018/KMO_085445_04134_1_t218_211449.jpg
Фото: Reuters

Минприроды России сообщило о подготовке законопроекта, вводящего запрет на продажу одноразовой пластиковой посуды. По аналогии с тем, что был принят в Евросоюзе в прошлом году и начнет действовать в 2021-м. Какие перспективы обещает нам возвращение к многоразовому миру, от которого мы давно отвыкли, выяснил «Огонек».

Материалы подготовила Мария Портнягина

В мире разворачивается широкомасштабная кампания против пластиковых отходов. Запретительные меры уже приняли или готовятся принять более 40 стран. От полного запрета в перспективе на продажу пластиковых тарелок, ложек, вилок, соломинок для питья, ватных палочек, контейнеров для еды и напитков (именно такой список у Евросоюза) до ввода платы за пакеты из пластика в супермаркетах (то, что уже практикуется в России, хотя у меры нашлось и немало противников, не желающих начинать платить за прежде бесплатную опцию).

Кстати, пионерами в этом деле стали японцы, еще в 1991 году запустившие программу «Принеси свою сумку», она стимулировала покупателей отказываться от одноразовых пакетов на кассе. Впрочем, в мире по-прежнему каждую минуту продается 1 млн пластиковых пакетов, которые в большинстве случаев выбрасываются после одного использования. В перерасчете это в среднем до 500 пакетов на жителя Земли в год. На переработку идет всего 1 процент!

Из последних эко-инноваций: на Лондонском марафоне в конце апреля вместо бутилированной воды бегунам раздавали капсулы с водой, оболочка которых была сделана из водорослей. Другой пример — российские ученые из Сибирского отделения РАН вместе с индийскими коллегами из Университета Махатмы Ганди разработали новый вид биопластика, созданный с помощью бактерии с замысловатым названием Cupriavidus eutrophus B-10646. По идее биопластик, в отличие от пластика из ископаемого топлива, утилизируется без вреда для окружающей среды. Но все это скорее пилотные проекты с прицелом на перспективу.

А что сейчас? СМИ пугают кадрами заваленных мусором пляжей, снимками морских обитателей, страдающих от пластиковых отходов. Тут и морской конек, прихвативший гибким хвостом ватную палочку, и черепаха, запутавшаяся в пластиковом пакете, и кит, погибший от того, что в его желудке скопился пластик,— трагические свидетельства того, что одноразовое потребление ведет человечество к катастрофе.

За последние годы опубликовано множество исследований этой проблемы. Здесь и общепланетарная статистика, и прогнозы — от ООН, данные по регионам и странам — от Еврокомиссии, например, а также расследования неправительственных организаций, прежде всего экологических — типа «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы.

Все они резюмируют: одноразовое потребление связано со стремительным ростом производства пластика в мире и одновременно с увеличением народонаселения.

К середине века его численность, как прогнозируется, достигнет 9 млрд жителей, а выпуск пластмассы возрастет втрое, причем преимущественно за счет спроса на доступные товары из пластика со стороны развивающихся стран. К этому времени на Земле скопится более 33 млрд тонн пластика. Проблема эта затрагивает не только сушу.

Ежегодно в Мировой океан попадает, по разным данным, от 8 до 20 млн тонн пластиковых отходов. Треть мусора оседает под водной поверхностью, именно он образует так называемые мусорные пятна. Самое крупное из них располагается в Тихом океане — его площадь оценивается от 700 тысяч до 1,5 млн квадратных километров. Большая же часть пластиковых отходов оседает на морском дне. В топе океанического пластика — сигаретные окурки, банки из-под напитков, упаковки из-под еды, пластиковые бутылки и те самые пакеты.

Под угрозой оказывается морская фауна. Подсчитано: ежегодно из-за пластикового загрязнения погибают 1 млн морских птиц и 100 тысяч морских млекопитающих. Сегодня на 1 тонну пластикового мусора приходится 3 тонны рыбы, к 2050 году соотношение будет обратным. В зоне риска и человек. Пластик распадается на мелкие гранулы (микропластик), абсорбирующие токсины, их поедает планктон, которым питаются рыбы. По этой цепочке пластик (им «заражена» каждая четвертая рыба) попадает в желудок человека. К чему это может привести — пока предмет научных исследований.

Выход — в возвращении к забытому многоразовому миру, когда предметы жили и служили долго? Уже подсчитано: многоразовая сумка для покупок способна заменить 170 пластиковых пакетов, такая же бутылка для воды — 167 пластиковых, своя термокружка — 500 кофейных стаканчиков, металлическая соломинка для напитков — 540 из пластика, тканевое полотенце — 7,3 тысячи бумажных...

В начале 2000-х годов появилась даже особая философия —- Zero Waste (в переводе — «ноль отходов»), у которой десятки миллионов последователей по всему миру, в том числе и в русскоязычном сегменте интернета. Идеология движения строится в целом на сокращении потребления. А соревнование между участниками Zero Waste идет такое: кто сократит свои отходы до минимума. Так, семья Беа Джонсон вышла на рекорд: литр отходов за год на четырех человек. Как им это удается? Например, они выступают за продукты питания без упаковки. Такой магазин, к слову, есть и в Москве: в нем, допустим, крупы находятся в емкостях, а покупатель насыпает, сколько ему нужно, в принесенную с собой тару. Приоритет у местных продуктов, так как на их транспортировку тратится меньше ресурсов.

Среди других ноу-хау — обмен одеждой, детскими игрушками, бытовой техникой и многим другим. А также возврат к «бабушкиным рецептам» — использованию натуральных веществ в уходе за собой и уборке дома, к примеру, той же соды. У мужчин — отказ от одноразовых станков в пользу металлических бритв. Для женщин — свои приспособления, которыми можно пользоваться многократно.

Впрочем, все это даст эффект только при более масштабных мерах — организации на государственном уровне раздельного сбора мусора и его переработки, а также внедрения эко-инноваций производителями товаров. На недавнем форуме в Париже, посвященном устойчивому развитию и сознательному потреблению, международные компании предлагали свои решения для современного многоразового мира. На нем был представлен, например, прототип кроссовок из переработанного пластика. Появятся они только через два года, но желающие приобрести эту обувь уже есть. Также среди новинок — приложение, которое позволит определять экологичность продукции: потребитель с помощью смартфона считывает QR-код товара и получает данные, собранные благодаря возможностям блокчейна, где и как было получено сырье, произведен и доставлен в точку продажи товар.

Из революционных идей, прозвучавших на форуме,— концепция 50 литров, то есть создание в жилище замкнутой системы водоснабжения, позволяющей очищать воду, использованную для душа, чтобы потом ею помыть посуду. Правда, это потребует перестройки городов на новый лад. В общем, похоже, пора привыкать к тому, что вода из туалета может оказаться в чайнике, пусть и пройдя цикл очистки.

https://im7.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/OGONIOK/2019/018/sch1.jpg
https://im8.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/OGONIOK/2019/018/sch2.jpg

экспертиза

Сберегать по-умному

Мы начинали как волонтерская организация по раздельному сбору отходов, а сегодня специализируемся на переработке наиболее сложных видов мусора. Мы работаем по всему миру, но до России пока не добрались.

https://im9.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/OGONIOK/2019/018/expert1.jpg
Том Сзаки, основатель инновационной компании по переработке отходов TerraCycle (США)

Одной из передовых наших программ стала переработка сигаретных окурков, которая стартовала в Канаде, потом распространилась по США. Первой европейской страной, где она начала действовать, была Испания. Идея в том, чтобы привлечь к сбору окурков добровольцев: допустим, за каждый килограмм собранных окурков человек получает баллы, которые может обменять на подарки, деньги или направить их на благотворительность. Что дальше? Сигаретные фильтры, изготовленные из ацетата целлюлозы, перерабатываются в мелкие гранулы, которые идут на выпуск новых пластиковых изделий, например поддонов, используемых для транспортировки грузов, но и многого другого.

Кстати, такой подход к сбору мусора мы используем по отношению и к ручкам, фантикам, зубным щеткам, компьютерным клавиатурам, которые обычно отправляются на свалку... Иногда требуется создавать целую систему по сбору фактически с нуля. Например, в случае с подгузниками — из-за сложного состава они требуют особой переработки. В качестве пилота мы установили в Италии сеть контейнеров для использованных подгузников, нейтрализующих запах.

А в этом году мы совместно с крупнейшими мировыми производителями потребительских товаров, от шампуней до мороженого, запускаем сервис Loop.

Пилотные города — Нью-Йорк и Париж. Его суть в том, что клиент заказывает товары, получает их в многоразовой, перерабатываемой упаковке, которая возвращается производителю, очищается и используется повторно. Для этого создается логистическая цепочка, которая работает по принципу «деревенского молочника», когда бутылки из-под молока используются многократно. Сервис решает масштабную проблему упаковочных отходов.

На мой взгляд, переход к ответственному потреблению — неизбежность, если человечество собирается и дальше жить на Земле. Сегодня даже в передовых в этом отношении странах предпочтение товаров с учетом их экологического следа, то есть как их производство воздействует на окружающую среду,— выбор осознанный. В будущем же это должно стать поведенческой нормой, когда человек выбирает такие товары не задумываясь, как само собой разумеющееся.

брифинг

Ксавьер Фонт, профессор Университета Суррея (Великобритания):

«Ежегодно по миру путешествуют около 1,3 млрд туристов, большая часть из них, порядка 80 процентов, выбирает для отдыха побережья. Проблема в том, что в туриндустрии используется очень много одноразового пластика — стаканы для прохладительных напитков, трубочки, бутилированная вода, зонтики от солнца... Каждое лето приток туристов только на Средиземное море увеличивает выброс пластикового мусора в прибрежные воды на 40 процентов».

Источник: un.org

Вирджиния Хелиас, директор по устойчивому развитию P&G:

«Потребительские привычки очень трудно менять, это касается и покупки экологичных товаров, и раздельного сбора мусора. Даже в Швейцарии, где самый высокий в мире показатель переработки отходов, он не равен 100 процентам. Когда мы запустили производство шампуня в упаковке из переработанного океанического пластика, некоторые покупатели удивились, что упаковка стала серой вместо прежней белой. Но когда они понимают суть этой новации — вопрос снимается. Сегодня мы видим спрос на товары со смыслом».

Источник: соб. инф.

Беа Джонсон, автор концепции «Ноль отходов» и книги о ней, переведенной на 26 языков:

«Когда мы с мужем решили жить без отходов, нашим сыновьям было 6 и 8 лет. Маленькие дети не задаются вопросом, почему в их семье что-то делается определенным образом,— они привыкают к заведенному порядку. Наши дети одеваются не хуже других. Просто я очень тщательно подхожу к выбору гардероба и беру только то, что, во-первых, прослужит долго и, во-вторых, универсально, подойдет для разных случаев... Я предложила сыновьям выбрать несколько любимых игрушек. А когда они теряли к ним интерес, мы обменивались со знакомыми и так получали новые».

Источник: greenpeace.org

Авторы:  Мария Портнягина

https://www.kommersant.ru/doc/3952419