«Люди становятся глупее»: Кьелл Нордстрем о людях и компаниях будущего
Бизнес-гуру из Швеции Кьелл Нордстрем считает, что в ближайшие 30 лет власть перейдет к женщинам, бизнесу придется «вырваться из клетки одинаковости», а технологии необходимы, но недостаточны для создания конкурентных компаний
Кьелл Нордстрем (Фото: EFN / YouTube)
«РБК Pro» запускает серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.
Кьелл Нордстрем — шведский экономист, писатель, бизнес-тренер, спикер. Защитил докторскую диссертацию по международному бизнесу в Стокгольмской школе экономики. В 2009 году Лондонская консалтинговая компания Thinkers50 включила Нордстрема вместе с его партнером Йонасом Риддерстралем в список самых влиятельных бизнес-теоретиков. Экономист специализируется на корпоративных стратегиях, транснациональных корпорациях и глобализации. Был советником и консультантом в правительстве Великобритании, а также в нескольких крупных корпорациях:
- Pharmacia;
- Ericsson;
- Volvo;
- Procordia;
- Gambro;
- Cardo.
Самые популярные книги экономиста:
- «Бизнес в стиле фанк»;
- «Караоке-капитализм».
Власть женщинам и временные монополии
По мнению Нордстрема, будущее уже наступило. Мы видим, как капитализм, урбанизация, диджитализация устанавливают рамки для нашего существования. В следующие 30 лет фокус внимания будет направлен на города и женщин в городах, планета трансформируется с 220 стран до 600 городов. И в этой урбанистической среде четко будет прослеживаться переход власти от мужчин к женщинам.
Для успеха бренда в любой сфере необходимо создавать временную монополию. И пока в этом в основном преуспевают мужчины, отмечает Нордстрем. Когда-то Volvo позиционировался как самый безопасный автомобиль в мире. Сейчас все машины стали безопасными, и монополия этой марки исчезла. То, что когда-то было временной монополией, трансформируется в необходимый стандарт для других компаний. Сейчас становится понятно, что будущее бизнеса стоит за оригинальностью, и главная задача — «вырваться из клетки одинаковости».
Проблема распределения ресурсов
Двести лет назад предсказывали, что рост населения Земли приведет к дефициту еды и люди начнут умирать. Но сегодня еды больше, чем мы способны потребить, как и электроэнергии. Это стало возможным благодаря развитию технологий. Поэтому экономист не сомневается в том, что, если у нас возникнет недостаток чего-то, мы сможем найти альтернативы и справиться с проблемой.
Но сложность в распределении имеющихся ресурсов по-прежнему существует. Например, развивающиеся страны — Бразилия, Индия, Китай, Россия — очень разные, со своими особенностями и историей. И единственное, что их объединяет, — это как раз борьба с распределением богатства. В Китае от 600 млн до 900 млн сельских жителей, условия жизни которых ужасны, а доступ к информации ограничен. И если страна не распределяет ресурсы приемлемым для населения образом, у нее обязательно будут проблемы.
Глобально страны сталкиваются с еще одним важным вопросом — удерживать талантливых работников в своих государствах или давать им возможность уезжать. Нордстрем уверен, что сейчас перемещение людей между странами важно как никогда. Огромный вклад в развитие американских компаний, например, сделали как раз эмигранты, которые приехали в США со своими идеями и энергией.
Технологии или наука
Технологии необходимы для создания конкурентных компаний, но недостаточны, считает экономист. Так же, как и наука — к ней нужно добавить технологии, чтобы получился качественный продукт. iPad разработали в немецком институте около 20 лет назад. Но только Apple смогла усовершенствовать эту технологию, изменив размер, дизайн, функционал, и в результате получила прорывной продукт.
Нордстрем думает, что со временем будет найден баланс между искусственным интеллектом и людьми. По его словам, в странах с высокой производительностью труда, таких как Швеция и Япония, лишь 5–8% рабочих мест может быть заменено роботами, поскольку производство там уже рационально и эффективно. В странах с низкой производительностью машины заменят около 15–20% рабочих мест.
Новые ценности
Старые бренды постепенно умирают. Например, раньше Kodak была очень популярной, а сейчас мы фотографируем больше, чем когда-либо, а компания обанкротилась. Скоро все, что можно оцифровать, будет оцифровано и перестанет приносить прибыль. А все, что нельзя оцифровать, становится крайне ценным.
Количество знаний увеличивается, но индивидуально люди становятся глупее. Нордстрем называет это естественным процессом. Нормально, когда общая часть чего-то растет, доля каждого в этом размывается. Теперь сложнее освоить что-то новое в одиночку, и чтобы выжить, необходимо работать в группах и командах.
Используемые источники: выступление Кьелла Нордстрема на конференции KA Group, Synergy Global Forum; интервью London Speaker Bureau, «Секрет фирмы», Banks.am
Автор: Лина Бышок