Альфа-банк отказался возмещать похищенные телефонными мошенниками деньги со счета
Причина — «клиент перевел их добровольно». Кто сливает персональные данные клиентов и могут ли в этом участвовать сотрудники банков?
Фото: Александра Харламова/BFM.ru
В Альфа-банк обратился продюсер фестиваля «Старкон» Игорь Пылаев. С его карты были списаны 200 тысяч рублей. Сценарий традиционный: клиенту банка говорят о том, что неизвестный переводит деньги со счета и, чтобы это прекратить, нужно проделать определенные манипуляции, например назвать код, который приходит на мобильный телефон.
Игорь говорит, что поверил мошенникам, потому что номер, с которого звонили, полностью совпадает с официальным номером банка, а звонившие подкрепляли свои слова его личными данными, которые есть только у банка. После того как разговор прервался, Игорь сам перезвонил в банк и выяснил, что попался на удочку аферистов. Карту он заблокировал, но было поздно — деньги он потерял. При этом банки прекрасно знают об этих схемах, рассказал нам Игорь Пылаев.
Игорь Пылаев
продюсер фестиваля «Старкон»«В банке мне сказали, что это не первый такой случай. Клиенты приходили, им звонили. На мой вопрос, почему, если это не первый раз, они об этом не сообщают, мне, естественно, никто ничего не сказал. То есть они не занимаются информированием своих клиентов. А при условии, что я не просто клиент, я нахожусь на VIP-обслуживании, в полиции мне сказали, что и в Питере, и в Москве вообще в принципе эта схема очень популярная. Суммы исчисляются миллионами. В совокупности я получил следующую информацию, что базы данных банков сливаются достаточно часто, сотрудниками в том числе банка. Карты, через которые выводят деньги, в данном случае это была карта Сбербанка с премиальным обслуживанием. Подобные счета обслуживаются и могут быть оформлены на людей, которые не имеют никакого отношения к этому банку, то есть они могут быть даже не в курсе. Это могут быть мертвые люди, это могут быть бездомные люди. Один из собеседников сказал мне, что в Сбербанке, например, это большая дыра в безопасности. В том же интернете можно просто за 2,5 тысячи рублей купить активную банковскую карту с премиальным обслуживанием на какого-нибудь левого человека. Ну, естественно, вернуть деньги с такой карты невозможно. А если там даже успели, допустим, заблокировать, если чудо случилось и они успели деньги снять, то это все можно вернуть только через суд. Причем, я так понимаю, это долгий процесс. В том же Альфа-банке, в котором я обслуживаюсь, у меня была оформлена самая максимальная страховка, самая дорогая, какая есть. И вот, условно, если тебя ударили кирпичом по голове около банкомата, когда ты снимал деньги, — это страховой случай. А когда мошенники пользуются слитой банковскими сотрудниками базой данных, поддельным номером банка — это у нас нестраховой случай, потому что человек делает сам. А если он делает сам, какие вообще претензии к банку?»
Подобная история произошла ранее с обозревателем Business FM Наталией Шашиной. Вот что она рассказала.
Наталия Шашина
журналист«Воскресным утром моему молодому человеку раздается звонок якобы из Совкомбанка. Там у него ипотека. Девушка говорит: вы понимаете, по вашей карте сейчас проходит некая странная транзакция. Причем это происходит якобы в Казани. Ну и далее все вот по этому уже известному сценарию. Параллельно я начинаю смотреть, с какого вообще номера звонит этот человек. И на удивление видим, что это номер, который указан на официальном сайте Совкомбанка. Меня больше всего смутило в этой ситуации то, что эта IP-телефония полностью может подменить номер телефона. И ты вообще понимаешь, что, может быть, это действительно официальный номер банка. И что еще очень сильно напрягает — мошенники, которые звонят, они очень давят. Именно торопят. И говорят: нет, это нужно вот прямо сейчас сделать, иначе с вашей карты спишутся деньги. А когда речь идет о карте, к которой ипотека привязана, речь идет о больших деньгах, и я думаю, что многие ведутся».
Чтобы оградить себя от подобных ситуаций, банки советуют ни в коем случае не называть номер карты, код или личные данные, а лучше вообще не разговаривать с людьми, которые представляются сотрудниками банка и просят эту информацию. Лучше прервать связь и самим перезвонить в банк.