История для подростка
Катерина Мурашова
Чем занять подростка, которому скоро сдавать экзамены, а он без сил и только и делает, что смотрит в телефон
6 МАЙ 2019 11:25
Иллюстрация: Рита Морозова
Сегодняшний интернет просто забит информацией о том, чем родители могут заняться со своими детьми. В основном это какие-то развивающие занятия, но есть и просто игры. Все предельно подробно рассказано, проиллюстрировано, тысячи, если не миллионы товаров вам в помощь. На любой цвет, вкус и кошелек. Можете купить набор великолепных глянцевых карточек с изображением животных, растений и профессий и заниматься с чадом. Можете изготовить их своими руками из подручных материалов. Вот кинетический песочек и дорогущие занятия игровой песочной терапией. Но можно обойтись и пластиковой коробкой с речным песком и шишками, камешками и фигурками из киндерсюрпризов. Сотни моих коллег неустанно рассказывают, как еще можно «поразвивать вашего малыша»: сделайте вот так — и у него непременно разовьется память, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Тысячи активных мам ведут телеграм-, ютуб- и инстаграм-каналы — вот, посмотрите скорее, как я это делаю со своими прекрасными детками. Вот мы клеим домик для кукол, вот мы всей семьей играем в настольную игру, вот учим буквы и цифры. Завидно? Тоже так хотите? Тогда делайте, как я, и не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал.
Но вот незадача: дети имеют тенденцию вырастать и становиться подростками. В кинетический песочек с ними уже не поиграешь, да и кукольный домик давно пылится на дачном чердаке.
Со всеми своими вопросами (если они у них есть) они приходят уже не к родителям, а в тот же интернет.
Приблизительно лет десять назад ко мне на прием начали часто приходить родители с подростками (или даже сами подростки самостоятельно) и говорить:
— Я думаю, что у меня депрессия.
— Наверное, у него депрессия.
— Она считает (она для себя решила), что у нее депрессия.
Уточняю: 15 лет назад это были единичные случаи (два, три за полгода). 25 лет назад их не было вообще. При этом подростки (в том числе и самостоятельно) ко мне и тогда, разумеется, приходили, но говорили другое.
Родители:
— Вместо того чтобы учиться, он где-то шляется с друзьями. Хоть вы ему скажите, чтобы он…
Подростки:
— Я раньше встречалась с Юрой, но он меня совершенно не понимал, и мы расстались, и я стала встречаться со Славой. Но теперь мне иногда кажется, что я все же Юру люблю. Помогите мне разобраться.
Родители обычно описывают «депрессию» подростка так:
— Вечно плохое настроение. Что ни скажешь, огрызается. Лежит у себя в комнате за закрытой дверью и ничего не делает.
Тут я уточняю:
— Ничего не делает до какой степени? Смотрит в стену? В потолок? Или все-таки в экран смартфона?
— Ну конечно, в основном в экран, — раздраженно соглашаются родители. — Но никаких оформленных интересов, учеба спустя рукава или вообще запущена, даже пойти погулять с друзьями — и то редко. Может целый день проходить в майке и трусах и зубы не чистить. Не говоря уж о том, чтобы по дому помочь. Все кружки бросил, а ведь чем он у нас в детстве только не занимался…
— Сам занимался? По своему выбору и желанию? — опять уточняю я. — Или вы выбирали, оплачивали и водили?
— Ну, раньше он и сам был не против. И мы ему сначала предлагали, конечно, насильно мы бы не стали…
Сами подростки обычно предъявляют весьма противоречивый набор из фильмов, околомедицинских инет-описаний и собственных ощущений:
— Наверное, у меня депрессия, да. Мне ничего не хочется. И иногда прямо накатывает такое, я из дома выйти боюсь. И, бывает, думаю: хоть бы меня не было. Но самоубиваться я не собираюсь, нет, я понимаю, что это глупо. И я бы и хотел вот взяться, учиться там, экзамены сдавать, но у меня как будто сил нет. И вот ничего не радует, совсем. Раньше радовало, да, хотелось чего-то. Родители страшно достают: вот пойди сделай, о чем ты вообще думаешь, положи телефон и займись делом, я тогда ору, кинуть что-то могу, потом мне стыдно, конечно, а чего они лезут, не понимают ничего, если у меня такое состояние. Смысла нет. Был ли раньше? Ну, наверное, и раньше не было, я просто не замечала.
И еще один момент, который я выделила из родительских и подростковых спичей буквально вот в последние два три года: усталость.
— Я понимаю, что она устает, но все же…
— Да, конечно, он к экзаменам готовится, устает…
— Ну, понятно, конец года, усталость, но бабушке-то хамить зачем?
Это родители.
А вот сами подростки:
— Я все время чувствую себя усталым.
— Вот утром собирался в школу пойти, но потом такая усталость навалилась…
— Мне даже с подружкой пойти гулять лень, я как будто устала от чего-то, даже если не делала ничего.
От чего это они все устают? От программы средней школы? От отсутствия домашних обязанностей? От развлечений? От какого-то нового соматического синдрома? От непрерывного общения в соцсетях? И почему родители эту идею «непонятно от чего усталости» своих чад фактически поддерживают, поддакивают и так далее? Вы понимаете? Я, если честно, не очень. И собираюсь еще об этом подумать и поразбираться.
Но на данный момент есть у меня одна гипотеза. И недавно один подросток у меня на приеме ее прямо актуализировал:
— Я чувствую себя брошенным, — сказал он.
А ведь действительно. Развлекали-развлекали кинетическим песочком и развивающими играми, уделяли внимание, за все (за самую ерунду ерундушную) хвалили, как психологи велят, чувствами моими интересовались, а теперь что?
Бросили? Совсем?
Давайте разберемся, что в основном, ан масс, транслируют обычные современные родители обычному современному подростку:
— оторвись от своего телефона
— сдай экзамены
— поступи в институт
Иногда бонусом:
— Это вредно. Подумай о своем здоровье! Потом поздно будет.
Все. Совсем все.
Воодушевляет, не правда ли? Вам не кажется, что если это повторяется изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, то от этого действительно можно «устать» или даже «впасть в депрессию».
Причем ведь «усталость»-то обоюдная, родители в этой ситуации тоже истощаются и прямо так и говорят:
— Мы все как выжатые. Она там за закрытой дверью лежит, а у нас у всех настроение ниже плинтуса. Включая кошку и бабушку в Рязанской области.
Что делать?
Рассуждая с позиций экспериментального подхода, все просто. Надо чем-то триаду «телефон — экзамены — институт» заменить и посмотреть, что получится. Как поведут себя пресловутые «усталость» и «депрессия».
Но чем заменить?
Ведь практически нигде в интернете нельзя ничего почитать на тему «чем заняться со своим подростком».
А может быть, им ничего уже не надо? Недаром же они орут: «Оставьте все меня в покое!» И родителям достаточно просто отойти в сторону и не отсвечивать?
А вот и нет. Слишком уж громко они орут, чтобы это было окончательной правдой. Да, в самых острых случаях надо на некоторое время отойти. Но только на время. Отойти, чтобы вернуться.
Ибо современные подросшие дети стабильно-изобильно-потребительского общества с раннего детства привыкли к водительству и, став подростками, действительно часто чувствуют себя «брошенными».
Теперь, в переходно-переломный момент, на пороге пугающей и непонятной взрослости, им обязательно нужно не только материальное (с этим у нас все в порядке), но и психическое, даже, если хотите, духовное присутствие родителей в их жизни. И отнюдь не в плане пресловутой триады.
Так что же им от нас, взрослых, нужно?
Не поверите, но на самом деле они очень нуждаются в том, чтобы мы помогли им сочинить историю. Историю про себя самого. И научили их в ней жить. По возможности интересно и гармонично.
А мы, вот такие как мы есть, часто нелепые и не уверенные в себе, можем?
Да, можем. И они, вскормленные и избалованные нашим вниманием в детстве, от нас этого ждут.
Что же это за «история» такая и как помочь ее сочинить?
Рассмотрим подробно в следующий понедельник.