В США растет движение против детской гаджетизации
Смартфоны и прочие устройства могут привести к зависимости и депрессии, снизить успеваемость и качество сна ребенка, считают сторонники движения. А как к этому относятся российские родители?
Фото: DPA/ТАСС
В США становится все больше организаций, выступающих против доступа детей к смартфонам, пишет The Wall Street Journal. Издание приводит в пример несколько некоммерческих организаций, самая крупная из них — Wait Until 8th («Подожди до восьмого класса»).
Организация предлагает родителям подписывать условный «обет» не покупать своим детям устройства как минимум до 13-14 лет. На сайте НКО приводится целый ряд причин присоединиться к движению: риск зависимости и депрессии, снижение успеваемости и качества сна и так далее. Тем не менее, как отмечает WSJ, лишать детей гаджетов тоже может быть вредно — как минимум потому, что они могут выпасть из школьного социума.
Business FM опросила российских родителей об их цифровой политике. Вот что говорит мать двоих детей Татьяна:
«Мое личное мнение, что каждый человек имеет право делать то, что он хочет, естественно, в рамках, законодательства и всего прочего. Детей мы ограничиваем от гаджетов путем того, что они могут их использовать только в свободное время, когда сделаны все уроки, все домашние дела, которые в их зоне ответственности. В свободное время, когда они хотят, они могут играть в планшет, компьютерные игры или что-то такое. Тем более все-таки погода в нашей стране не позволяет детям все время находиться на улице и заниматься какими-то альтернативными мероприятиями».
Отец двоих детей и управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин говорит, что борется дома с гаджетизацией.
Александр Душкин
управляющий активами Международного фонда частных инвестиций«На данный момент я явно проигрываю в этой борьбе, потому что я не могу пока справиться со своей супругой, а до детей уже точно не добраться. Но я воюю с ними, прячу пульты, планшеты, телефоны, но домашние пока что меня побеждают. Надо признаться, что гаджеты играют сейчас практическую роль в нашей жизни, и почти у всех детей есть смартфоны. Они пишут ролики, снимаются для YouTube, поэтому очень странно, если вы сможете полностью лишить своего ребенка смартфона, он будет просто оторван от своих одноклассников. Они переписываются между собой, у них собственные группы, очень сложно отключить их полностью. Вы можете просто пытаться ограничить на определенное количество часов, но даже это сделать сложно. Нужно просто занимать детей другими вещами. Нужно подсовывать им больше задачек, чтобы они ходили все время в какие-нибудь секции, кружки, и тогда они действительно просто не смогут сидеть в смартфонах».
Практика запрещать — это тупиковая позиция, уверен основатель YouTube-канала Wylsacom Валентин Петухов, тоже отец двоих детей:
Валентин Петухов
основатель YouTube-канала Wylsacom«Да, они потребляют больше информации, да, это, наверное, больше действует на психику, но при этом они уже с детства готовы к такому потоку информации и, я думаю, должны с этим справляться. Но до конца это, конечно, не изучено, и, как это все будет развиваться, покажет только время. Но я как родитель двух детей могу сказать, что, наверное, практика запрещать — это самая тупиковая позиция, здесь нужно действовать таким образом, чтобы для ребенка ни девайс, ни интернет не были запретным вожделенным плодом, который хочется быстрее взять в руки, посмотреть мультик, а чтобы это было одним из элементов взаимодействия с миром. К сожалению, если брать нашу страну, допускаю такой момент, что могут быть инициативы что-то запрещать, что-то ограничивать. Я просто не вижу какой-то серьезной угрозы, каких-то инцидентов, которые бы происходили на почве пользования устройствами».
Схожую позицию занимает отец пятерых детей, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.
Константин Калачёв
руководитель «Политической экспертной группы»«Мой сын, которому было три года, начал учить английский язык через интернет, читать он научился к четырем годам через интернет, через обучающие образовательные программы, которые находил сам. И для него в интернете самое интересное — это то, что способствует его развитию: цифры, буквы. Другая история с дочерью, которой шесть лет. Она зависает в «Роблоксе». Не скажу, что нас это очень радует, но не думаю, что запрет — это панацея. Интернет — это лишь инструмент, и разумные родители будут использовать его так же, как использовали ранее, например, книги, подсовывая ребенку то, что они считали нужным, интересным и полезным. Я не сторонник запретов, но я и не сторонник теории естественного воспитания Жан-Жака Руссо, когда ребенок волен делать все, что ему хочется. Я просто думаю, что ребенка нужно аккуратно направлять».
По оценкам портала Child Trends, в развитых странах доля несовершеннолетних, использующих мобильные устройства, зачастую превышает 50%. Данных по России нет.
Ранее Всемирная организация здравоохранения опубликовала рекомендации по времени пользования гаджетами маленькими детьми. Так, ребенку до пяти лет лучше не проводить перед экраном более часа в день, а детям до двух лет, по заключению ВОЗ, вообще не рекомендуется пользоваться гаджетами.