В России настали цифровые времена

Эксперты обсудили последствия развития интернета в РФ
       
Газета "Коммерсантъ" №76 от 29.04.2019, стр. 4

Большинство граждан убеждены в пользе глобального интернета, хотя количество скептически настроенных респондентов растет, выяснил ВЦИОМ. Только 23% выступают за суверенный рунет. Эксперты полагают, что общественное сознание не успевает осмыслить перемен, которые постоянно приносит цифровизация.

Интернетом в РФ сейчас не пользуются лишь 18% граждан. 1% не делает этого «из принципа». Ни дня без интернета не обходятся 66% россиян. Разобраться с последствиями развития цифровых сервисов пытались участники круглого стола, организованного экспертами ВЦИОМа и Аналитического центра при правительстве.

https://im3.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/DAILY/2019/076M/_2019d076m-03-01.jpg

Отношение к глобальной сети было неоднозначным с того момента, как она начала развиваться в России. Чем доступнее становился интернет, тем меньше становилось тех, кто видел в нем пользу, а доля видящих вред стала расти с 2013 года (см. график). 52% россиян по-прежнему уверены, что интернет в России должен и дальше развиваться как сеть, «объединяющая весь мир», а 23% считают, что стране нужен интернет, действующий только в ее границах. «Скорость изменений, которые привносит в жизнь "цифра", существенно выше, чем скорость осознания этих изменений и их возможных последствий»,— считает глава исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин. Но одно последствие очевидно уже сейчас — это «потеря приватности». По его оценке, цифровизация ставит человека в «полную зависимость от собственной открытости», так как вся «информация о его здоровье, физических и умственных способностях имеется в публичном доступе».

https://im4.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/DAILY/2019/076M/_2019d076m-03-02.jpg

Цифровизация уже «коснулась не только экономики, но и политики», считает руководитель журнала «Цифровая социология» Ольга Крыштановская. Именно интернет позволяет обществу «активно контролировать власть», а прежде «только власть могла контролировать общество». И власть уже реагирует на это обстоятельство: «Чем выше позицию занимают власть имущие, тем меньше они представлены в соцсетях, а самая "верхушка" никак не представлена. Это сознательный отказ от цифровых технологий ради безопасности». По ее мнению, это обстоятельство ведет к тому, что «онлайн становится пространством для бедных», где влиятельными себя ощущают «двоечница Даша или троечник Петя, которых прочитали миллионы людей». А «элита, которая руководит и выстраивает рамки для общества, закрывается от него», констатирует госпожа Крыштановская.

Интенсивность использования интернета разная у различных социальных групп. К примеру, суммарно 62% респондентов заходят в соцсети: 33% среди тех, кому «60+», и 95% среди респондентов 18–24 лет. Беспрерывное пребывание в информационном потоке и «интернет-серфинг» порождают у молодых людей «иллюзию осведомленности», за которой обычно обнаруживаются «обрывочные, фрагментарные знания», отмечает директор по работе с клиентами GfK Russia Петр Залесский. «Мы имеем дело с такой реальностью, для описания которой нам не хватает инструментов»,— заявил руководитель факультета медиа и дизайна «Высшей школы экономки» Андрей Быстрицкий, имея в виду реальность сетевую, в которой с избытком «диффамации, клеветы, а также просто глупости, пошлости, идиотизма». «К примеру, интернет удивительным образом провоцирует на абсцентные, агрессивные формы поведения, но в реальной жизни люди не так злы, как в сетях»,— подчеркивает господин Быстрицкий. По его словам, предстоит выяснить, может ли «повлиять на политическое поведение» граждан в реальной жизни та «безапелляционность и агрессивная сплоченность», которой отличаются сетевые сообщества.

Виктор Хамраев

https://www.kommersant.ru/doc/3960049?from=main_10