Коррупция как самая динамично развивающаяся отрасль российской экономики. Колонка Семена Новопрудского
Согласно данным, которые недавно обнародовал Росстат, в стране чуть ли не экономический бум, при этом коррупция растет в 33 раза быстрее ВВП
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова
На днях Росстат огорошил просвещенную публику радикальным пересчетом всех главных экономических показателей страны. Мы-то, наивные, думали, что в стране кризис, а оказалось — экономический бум. В частности, Росстат насчитал за 2018 год рост ВВП на 2,3%, чем удивил даже само правительство. Правда, коррупция в России, как выяснилось, растет в 33 раза быстрее ВВП. Это вообще самая динамично развивающаяся отрасль российской экономики. Ничто другое не растет в России так последовательно и так мощно.
В Совет Федерации только что поступил ежегодный доклад генпрокурора РФ Юрия Чайки о состоянии законности и правопорядка в России. По данным Генпрокуратуры, материальный ущерб от выявленных коррупционных преступлений в 2018 году (сколько не выявлено, естественно, остается только гадать) составил 65,7 млрд рублей. Считай, 1 млрд долларов. В 2017 году этот ущерб составлял 39,6 млрд рублей, то есть за год достигнут рост на 66%.
«Коррупционная раскадровка» по отраслям и составам преступлений тоже впечатляет. В частности, на подведомственных предприятиях «Роскосмоса» и «Ростеха», по данным доклада, в 2018 году похищено более 1,6 млрд рублей, выделенных на модернизацию производственной базы и создание новейших перспективных разработок вооружения. То есть выражение «дырка в космическом корабле», ставшее в прошлом году идиоматическим, оказывается, вполне может иметь и реальный финансовый смысл.
Кстати, в «Роскосмосе» ответили на претензии Генпрокуратуры прямо эпически. «Наведение порядка и дальнейшая декриминализация отрасли будут продолжены», — говорится в сообщении на сайте госкорпорации. Интересно, сколько времени отводят себе руководители космонавтики на «дальнейшую декриминализацию» этой, в общем-то, не казавшейся обывателям криминальной отрасли? И будут ли российские космические корабли вдвое надежнее, если, допустим, в отрасли будут красть вдвое меньше бюджетных денег?
Также в докладе Юрия Чайки говорится о 15 нарушениях в 2018 году, связанных с наличием у чиновников счетов в иностранных банках, владением и/или пользованием иностранными финансовыми инструментами. Хотя что-то подсказывает, что имеющих счета в иностранных банках или владеющих иностранными финансовыми инструментами (это запрещено в России законом) сильно больше пятнадцати.
Согласно докладу, в 2018 году таможенные органы выявили более 13 тысяч нарушений законодательства о валютном контроле, в том числе почти 6 тысяч фактов незаконного вывода капиталов из России на сумму свыше 200 млрд рублей. Также предотвращен вывод из страны 195 млрд рублей. К слову, отток капитала из России в 2018 году, по данным ЦБ, вырос в 2,7 раза и составил 67,5 млрд долларов.
Разумеется, каждое российское ведомство в любом публичном докладе не может не похвалить себя любимого. Делает это и Генеральная прокуратура. Чайка отмечает, что работа по минимизации последствий коррупции стала эффективнее: удалось добиться добровольного возмещения ущерба на сумму в 46,5 млрд рублей по сравнению с 26,5 млрд в 2017 году. Но это все равно мало даже по сравнению с цифрами ущерба от выявленных коррупционных преступлений.
Вообще официально озвучиваемая государственными чиновниками статистика расходования государственных денег вызывает оторопь. Никакой кризис, никакое падение экономики и доходов населения нисколько не сказались на способности государственной машины красть или неэффективно использовать казенные деньги.
В частности, по данным Счетной палаты, каждый второй объект, профинансированный из госбюджета в 2016 году (то есть за наш с вами счет как налогоплательщиков), так и не был построен. На 2017 год 12 тысяч объектов, на которые было выделено из бюджета 2,2 трлн рублей, были в статусе «незавершенное строительство». На проектные работы по каждому четвертому такому объекту деньги были потрачены, но строительство не началось и «перспектива неясна». По 1700 объектам «информация вообще отсутствует», сообщала Счетная плата. А в стране поднимали НДС, чтобы собрать часть из 8 трлн рублей, необходимых на финансирование примерно тех же проектов из того же госбюджета, из которого непонятно как только в одном 2016 году потратили 2,2 трлн.
Единственная хорошая новость в том, что, судя по динамике роста коррупционных преступлений и вывода капитала из России, деньги в стране есть. Если еще воровать их перестанем, глядишь, Росстату не понадобится задним числом улучшать экономическую статистику, чтобы угодить высокому начальству. И налоги поднимать больше не потребуется.