После биткоина: что происходит на рынке криптовалют
Проблемы со скоростью транзакций и растущие издержки майнинга способствовали резкому падению курса основных криптовалют, но говорить о полном крахе этого рынка не стоит
Падение рынка криптовалют показало, что популярные блокчейн-решения не соответствуют требованиям времени. Инвесторы уже разрабатывают новые цифровые валюты и криптобиржи — готовятся к запуску блокчейн-платформа Telegram Open Network Павла Дурова, о своих проектах заявили Facebook, Viber, JPMorgan. Какое будущее их ждет?
Деньги или имущество
Общая капитализация глобального рынка криптовалют из-за падения Bitcoin с января 2018 года по декабрь 2018 года сократилась на 80%. Нестабильность рынка связана с двумя факторами — пробелами в регулировании цифровых валют и технологическим несовершенством большинства существующих на рынке решений.
За биткоины, эфиры и другие криптовалюты в разных странах мира уже можно приобрести широкий набор товаров и услуг — от юридических консультаций и недвижимости до верхней одежды. По данным на 19 марта 2019 года, ежедневно в мире совершается более 14 тыс. транзакций в криптовалютах. В России из-за отсутствия законодательной базы криптовалютами обычно расплачиваются в интернет-магазинах и онлайн-казино, созданных в офшорных зонах.
Во многих странах, где цифровые валюты узаконены, они не более чем товар или инвестиционный актив. Но есть и другие примеры — в Швейцарии криптовалюты приравнены к иностранным валютам, в Германии признаны расчетной денежной единицей, в Японии являются законным платежным средством. Однако и там есть барьеры, например, в феврале 2018 года Японское национальное налоговое агентство обязало граждан уплачивать с покупок в криптовалюте налог в размере от 15 до 55%, что сделало их невыгодными.
В российской юрисдикции о криптовалютах пока говорят как об объектах инвестиций и биржевых операций, но не как о деньгах. Законопроект «О цифровых финансовых активах», который рассматривается в Госдуме, предполагает, что они получат статус имущества, а не денежного средства. То есть за биткоины и другие цифровые валюты по-прежнему нельзя будет что-то купить или обменять их на рубли или доллары.
Технологические барьеры
Законодателей беспокоит безопасность финансовой системы, но мало кто анализирует технологические преимущества цифровых валют и их готовность составить конкуренцию традиционным денежным средствам. Здесь есть свои проблемы: большинство существующих на глобальном рынке крипторешений технологически устарели и не подходят для ежедневных микроплатежей: оплаты парковки, покупки еды в супермаркете или кофе. Но на фоне общего падения курсов криптовалютный рынок переживает технологический подъем — в лидеры выходят новые решения.
Сегодня рынок предлагает три основных варианта — блокчейн, усовершенствованный (например, многоуровневый) блокчейн и альтернативные решения с принципиально иной архитектурой.
Наиболее популярные на сегодня — это блокчейн-криптовалюты Bitcoin и Ethereum. Но Bitcoin за 2018 год подешевел более чем в десять раз, а курс Ethereum в начале марте не превышал $135 против $815 на начало марта 2018-го. Одной из причин снижения интереса к таким валютам являются их технологические недостатки. Bitcoin, Ethereum и подобные им уступают по скорости операций традиционным Visa или MasterCard. Сеть Visa обрабатывает в среднем 1800 транзакций в секунду (tps), PayPal в среднем справляется со 115 tps, в то время как Ethereum успевает обработать 14 платежей в секунду, а Bitcoin — семь.
В основе архитектуры Bitcoin лежит централизованный журнал транзакций и неизменяемая цепочка блоков: платежи ждут своей очереди в Memory pool, а затем последовательно попадают в цепочку блоков, что исключает возможность проводить платежи с высокой скоростью.
Кроме того, стоимость транзакций в сети для владельцев криптовалют очень высока: комиссия за обработку тысячи транзакций Bitcoin превышает $500, а Ethereum — $300. Для сравнения: 100 тыс. транзакций альтернативной валюты Stellar стоят всего один цент. Владельцам Bitcoin предлагают платить майнерам «налог» до 10 центов за каждую транзакцию вне зависимости от размера платежа. Кроме того, стоимость майнинга определяется ценами на электроэнергию и рабочую силу, которые постоянно растут в отличие от цен на оборудование, снизившихся за последние годы в несколько раз. В системе Bitcoin сейчас около 10 тыс. конкурирующих друг с другом групп серверов, которые расходуют электроэнергию почти на $4 млрд в год.
Другие решения
Альтернативный Bitcoin вид криптовалют — неблокчейн-решения, в основе которых лежит распределенный журнал. По скорости обработки транзакций эти решения могут конкурировать с Visa. Высокая скорость достигается за счет применения параллельной обработки платежей вместо последовательной по цепочке блоков. Платежи производятся локально на устройствах пользователей и только после этого направляются в сеть для соединения и хранения. К примеру, третья по популярности криптовалюта Ripple основывается на открытой децентрализованной базе данных, которая работает на условиях согласования и проводит все операции распределенно. В Ripple отсутствует привычный для большинства блокчейнов алгоритм Proof of Work, а число узлов ограничено. Это обеспечивает пропускную способность 1500 транзакций в секунду.
Создатели усовершенствованных блокчейн-решений, таких как Gram или Bitcoin Lightning, постарались устранить проблемы со скоростью операций. В Gram, по заявлениям разработчиков, скорость может достигать миллионов транзакций в секунду. Многоуровневый блокчейн позволит распределять нагрузку со всей сети на отдельные ее части, что оптимизирует скорость хранилища. Кроме того, в TON Payments — платформе, на которой основан Gram, микроплатежи не отображаются в блокчейне сразу. Однако при этом страдают достоверность и надежность транзакций, поскольку данные о последних операциях довольно долго доступны лишь в части сети. При росте объема платежей неизбежно возникнет вопрос о доверии к только что совершенным операциям, но для микроплатежей это может и не быть серьезной проблемой. Так или иначе, криптовалютный кошелек в мессенджере может стать удобным способом оплаты чашки кофе или парковки.
Также стоит учесть тот факт, что создатели многих новых криптовалют отказываются от майнинга — они не доверяют процесс добычи валюты анонимным участникам рынка и сами распределяют цифровые монеты между инвесторами. По этому пути пошли многие так называемые pre-mined криптовалюты. Экономические последствия этого тренда прогнозировать пока сложно, однако он однозначно снижает уровень децентрализации всей криптоэкономики.
Об авторах
Егор Бугаенко
, основатель и CEO Zerocracy, создатель криптовалюты Zold
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.