Финтех для пенсионеров: банки подстраиваются под пожилых — Bloomberg

Американские финтех-компании переключились с миллениалов на пожилых людей и активно развивают сервисы, которые упрощают использование банковских услуг: устанавливают банкоматы с функцией видеоподдержки и выпускают карты с возможностью контроля расходов

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/6/21/755542098462216.jpg
Фото: Sophy Hollington for Bloomberg Businessweek

Когда 83-летней Бетти МакКинон нужно внести банковский депозит, она выходит в вестибюль дома престарелых в Фрихолде, Нью-Джерси, и степенно направляется к банкомату OceanFirst. Он выглядит точно так же, как и любой другой банкомат, разница вот в чем: если женщине нужна помощь, она просто нажимает на кнопку и начинает видеочат. На экране возникает ее онлайн-помощник Кевин Вильямс — он находится в 30 милях, МакКинон знает его по имени, хоть ни разу не видела в реальной жизни.

У МакКинон есть свой компьютер и планшет для работы с различными сервисами Amazon, но современные технологии для нее до сих пор могут быть испытанием.

«Банкомат, которым я воспользовалась в первый раз, был очень простым, — говорит она, — но я все равно попросила моего друга пойти со мной, в итоге он стоял рядом и говорил, что делать». Сейчас с помощью видеочата Кевин может проинструктировать женщину, когда ей это нужно. Пользователи таких банкоматов могут делать все то же самое, что и в обычных банковских отделениях — вносить деньги, обналичивать чеки, осуществлять переводы с одного счета на другой или выплачивать взносы по ипотеке за загородный дом.

Часто разработки из области финтеха ориентированы на потребности миллениалов. Банки и платежные системы выпускают мобильные приложения и онлайн-платформы для продвинутых пользователей, которые хотят оплатить счета прямо со своего смартфона или быстро перевести деньги друзьям. Но ряд компаний все же старается использовать технологии, чтобы помогать возрастной группе, представителей которой в США становится все больше, — пожилым людям.

На общем фоне усилия банка OceanFirst пока выглядят не очень заметными, но они показывают, с какими запросами можно справиться с помощью технологий. В общине Эпплвуд, где живет МакКинон, издавна были магазин, ресторан, салон и даже бассейн, но не было банка. Представители дома престарелых связались с OceanFirst в 2014 году с просьбой открыть небольшое отделение. В банке тогда решили, что открывать его финансово нецелесообразно. Другое дело — банкомат. В то время другие кредитные организации, в том числе и Bank of America Corp., уже активно экспериментировали с внедрением в банкоматы видеопомощников. В OceanFirst решили, что такая технология могла бы помочь постояльцам дома престарелых.

«Нас поразило то, как быстро они приняли эту технологию. Можно было ожидать, что это растянется на долгое время. Но люди быстро привыкли к тому, что им не нужны никакие карты, а достаточно просто нажать кнопку и поговорить с кем-то», — рассказывает генеральный директор банка Кристофер Маэр.

На сегодняшний день OceanFirst установил в домах престарелых три банкомата, поддерживающих функцию видеочата. Еще несколько таких устройств банк поставил в других местах. В некоторых районах компания заменяет такими банкоматами свои отделения. МакКинон рада, что ей не приходится ездить в банк на машине, а потом еще и стоять в утомительных очередях в отделении.

Зачастую пожилые люди неплохо ориентируются в технологиях. Исследование Pew Research Center показало, что 67% людей старше 65 лет пользуются интернетом, а 80% — мобильным телефоном. Те, кто вышел на пенсию совсем недавно, используют цифровые технологии уже несколько десятилетий. Тем не менее, по словам Тома Кэмбера, основателя и исполнительного директора Older Adults Technology Services, в целом пенсионеры относятся к использованию технологий не так, как другие возрастные группы. Команда Кэмбера создала серию видеороликов, призванных обучить людей старшего поколения основам онлайн-банкинга.

Онлайн-банкинг может прийти на помощь тем, кому в силу возраста трудно добираться до банковских отделений. Но у пожилых людей, столкнувшихся с ухудшением памяти, другие потребности. Родственникам таких людей технологии помогают защищать их от необдуманных трат, но при этом сохранить возможность безопасно тратить определенные суммы денег. Компания True Link Financial разрабатывает финансовые онлайн-сервисы, специально предназначенные для пенсионеров и тех, кто заботится о пожилых людях. Один из их сервисов — это предоплаченная банковская карта Visa с возможностью контролировать доступ к финансам. Родственники могут пополнять карту, получать уведомления об операциях по этой карте и управлять в режиме онлайн тем, как используется карта, в частности блокировать покупки с мобильного телефона, покупки в определенных магазинах или покупки определенных категорий товаров.

«Контролируемые» карты — шаг к тому, чтобы противостоять мошенникам, чьей целью регулярно становятся пожилые люди. Как говорит генеральный директор компании True Link Каи Стинкомбе, такие карты также позволяют семьям справляться с разными жизненными ситуациями. Например, один член семьи контролирует расходы пожилого человека, другой — оказывает финансовую поддержку, а продукты этому же человеку приносит работник социальной службы, но ведь помимо этого нужны и деньги на повседневные расходы. «У вас должна быть возможность купить пиццу или сходить в кино, но не перечислять деньги куда-то на Багамы», — поясняет Стинкомбе.

True Link берет по $10 в месяц за использование своей карты. Есть много вариантов — некоторые карты стоят дешевле и позволяют создавать разные аккаунты для членов семьи, а также устанавливать ограничения на траты. Другие карты часто предлагают людям, которые не ходят в банки, или семьям, в которых есть тинейджеры или студенты.

Чем выше процент пожилых людей в США, тем больше бизнес будет ориентироваться на нужды старшего поколения. Благодаря многолетним накоплениям состояние людей старше 65 лет обычно больше, чем у тех, кто помоложе. «Кажется, что бизнес должен сосредоточиться на людях в возрасте, но он почему-то этого не делает», — говорит Лиз Лоэви, соосновательница и операционный директор EverSafe — сервиса, который отслеживает подозрительную активность в использовании банковских карт и счетов и может предупредить держателя карты или членов его семьи.

«Финтех должен обратить больше внимания на пожилых людей. Думаю, что в ближайшее время увеличится число компаний, которые сфокусируются на этом», — говорит Лоэви.

Материал Bloomberg Businessweek

Автор: Эмма Кинери

Перевод: Маргарита Кудрявцева

https://pro.rbc.ru/news/5ca2215b9a79478 … vitrina_10