Базовый гардероб — в аренду для селфи
Текст: Светлана Чередникова
В Европе и США набирает популярность новый тренд, связанный с моделью потребления поколения Z
Фото: depositphotos.com
Сегодня есть четыре основных проблемы, касающихся масс-маркета, пишет Bloomberg. Первая — экономическая. Люди стали меньше зарабатывать и предпочитают направлять средства на путешествия и развлечения, а не вкладываться в гардероб.
Вторая — переизбыток производства недорогих вещей привел к тому, что ретейлеры не могут их продать. На складах, например, H&M остатков на 4 млрд долларов. Третья — экологическая. Меньше чем за десять последних лет срок службы повседневных вещей снизился почти вдвое. Покупатели выбрасывают их после одного сезона.
И еще, поколение миллениалов, особенно на Западе, рассматривает жизнь как увлекательное путешествие без обременения собственностью. Каршеринг, съемное, часто совместное жилье, и одежда, которую стараются сдать обратно в магазин после нескольких дней использования. Главное — сделать в ней селфи и собрать лайки. Таких покупателей в Великобритании, например, — каждый пятый. Ретейлеры несут убытки.
Поэтому в Европе и США появились проекты, которые предлагают напрокат вещи масс-маркета. К примеру, в Великобритании ретейлер Hirestreet предлагает десятидневную аренду одежды от Zara и Asos. Цена начинается от 7 фунтов. В нее заложены логистика и химчистка. Есть возможность выкупа.
Кто и зачем берет в аренду дешевые вещи? Рассуждает аналитик моды Людмила Норсоян.
Людмила Норсоян
аналитик моды«Как социологи их нежно называют, непоротое поколение — это мальчики и девочки, родившиеся и развившиеся в мире материального изобилия и благополучия, которые одновременно существуют в онлайн- и офлайн-гибридном мире. От потребительской модели владения это поколение переходит к потребительской модели пользования. Вот такое потребление мы можем только приветствовать всем обществом с точки зрения экологии, социальной ответственности и так далее. А вот с точки зрения бизнеса, который производит одежду, это большая незадача».
По данным Bloomberg, идею аренды гардероба в Великобритании и США одобряют примерно по 10% потребителей. В США общий рынок аренды одежды оценивается в миллиард долларов. По прогнозам, через десять лет он вырастет в четыре раза.
По Азии данных нет. Эксперты считают, что менталитет азиатов, в том числе представителей КНР, воспринимает институт собственности иначе.
Россия не исключение. Как полагает исследователь моды Тим Ильясов, во всей стране, кроме Москвы, меньше 1% молодых людей предпочли бы платить за аренду дешевого гардероба, чем купить его. В столице этот показатель мог бы достигать 20% — теоретически, поскольку слишком юны. И пока привычки миллениалов не оказывают влияния на экономику, считает Тим Ильясов.
Тим Ильясов
исследователь моды«Для крупных ретейлеров это будет серьезнейшим и очень успешным решением, если они смогут внедрить те или иные сервисы по аренде, особенно это трудно будет, я думаю, в России. Люди не понимают, как можно носить чьи-то вещи, даже винтаж вызывает в России существенное отторжение. Поколение Z куда более склонно к совместному использованию чего-либо. Пока мы говорим все-таки про ситуацию, где совместные пользования чем-либо или аренда менее преимущественно, чем собственность. Возможно, начать стоит с капсульных коллекций, которые не будут продаваться вообще, а существовать исключительно в аренде».
Кстати, набирает популярность такая онлайн-опция. За символическую плату клиент отправляет производителю свои фото, а получает себя одетым в понравившуюся виртуальную вещь. И вперед, в Instagram.
Однако пока в России масс-маркет решает вопрос с непроданной и возвратной одеждой в основном через уценки, распродажи и стоки.