Паршин: целевой результат цифровизации — «реестровая модель», то есть полный отказ от бумажного носителя
Текст: Михаил Сафонов
Заместитель министра цифрового развития дал Business FM интервью на Восточном экономическом форуме
Максим Паршин. Фото: пресс-служба
Заместитель министра цифрового развития Максим Паршин дал Business FM интервью в ходе Восточного экономического форума. В частности, он рассказал, на каком этапе находится внедрение в практику европротокола.
Очень много мы слышали о суперсервисах, которые будут работать в России. Они рассчитаны на самый разный круг потребителей, это и простые люди, это и организации, и индивидуальные предприниматели, это различные жизненные ситуации. У нас есть хороший информационный повод — с сентября уже заработал закон о европротоколе. Это тоже один из суперсервисов, существует как прототип. Давайте о нем чуть подробнее поговорим, как он будет выглядеть?
Максим Паршин: Действительно, с 1 сентября в законодательство были внесены изменения, которые позволяют оформить европротокол, небольшое ДТП на дороге, онлайн. То есть с использованием мобильных устройств, абсолютно без использования тех бланков, которые сейчас необходимо заполнять, чтобы оформить европротокол. Сейчас в среднем это занимает не меньше 40 минут, до часа или даже больше, вынуждены заполнять на капоте все бланки, очевидно, допуская часто ошибки, что приводит к не очень хорошим последствиям при возмещении. Будет возможность, просто используя специальное мобильное приложение, которое сейчас разрабатывается нами совместно с Российским союзом автостраховщиков и Банком России, через учетную запись на Едином портале государственных услуг оформить европротокол, подписать электронной подписью все, что необходимо зафиксировать, сфотографировать в том числе. Это все уйдет в страховую компанию. После можно будет получить возмещение. Это займет не больше 15 минут на дороге. Соответственно, вы понимаете, что между десятками минут, часом стояния на дороге и 15 минутами огромная разница. В крупных городах это пробки, это время, это нервы, поэтому значение такого суперсервиса очень высокое.
И самое главное, что не нужны бумажные бланки и не нужно вызывать представителей ГИБДД.
Максим Паршин: Да, действительно.
Этот сервис исключает ошибки?
Максим Паршин: Очень во многом, потому что автоматически будут предварительно заполняться необходимые поля из цифрового профиля.
То есть данные машины там уже есть?
Максим Паршин: Конечно, они уже занесены, данные полиса и прочее будут автоматически заполняться без ошибок, быстро. Это просто, удобно, сокращает время, исключает какие-то проблемы.
Робот сможет определить, что вот такая фотография удовлетворит страховую компанию?
Максим Паршин: В целом да. Не робот, а само приложение — конечно, оно будет фиксировать и время, и место ДТП, и ракурсы.
И такая опция: второй участник, допустим, согласен с моим видением или не согласен?
Максим Паршин: Конечно, он должен будет подписать, со своей стороны, это заявление в электронном виде.
Тоже через учетную запись на портале госуслуг?
Максим Паршин: Да.
А если у него ее нет?
Максим Паршин: Мы сейчас этот вопрос прорабатываем как отдельный вариант, как отдельный трек. Если у вас нет вдруг учетной записи на портале госуслуг, можно войти через, возможно, другую учетную запись, например через мобильное приложение банка, но мы сейчас это обсуждаем.
Снова экосистема получается, когда твой цифровой профиль, который где-то уже есть, зафиксирован, ты можешь его использовать в различных ситуациях?
Максим Паршин: Да, у нас сейчас более 60 млн граждан имеют подтвержденную учетную запись на «Госуслугах», это наиболее активная часть населения. У нас здесь просто уже критическая масса накоплена, и мы видим, как с каждым месяцем примерно на миллион увеличивается число активных пользователей цифровых государственных сервисов.
Буквально недавно я пользовался учеткой в «Госуслугах». Я пользуюсь вообще очень давно сервисом, практически с того момента, когда он появился, стал более-менее массовым. Но недавно у меня «Госуслуги» запросили пароль, и я понял, что я его не помню, потому что всегда это было автоматически. Прошло с тех пор, когда я его хорошо помнил, несколько лет. Что делать, если вдруг не получается войти?
Максим Паршин: У нас есть служба поддержки, куда вы можете обратиться, и я уверен, что в данном случае проблема будет решена.
Напомню классическую ситуацию: вы выезжаете за границу, вы предъявляете паспорт на таможенном посту, и вам говорят: вы выехать не можете, потому что судебные приставы хотят, чтобы вы сначала им заплатили. А порог у нас, с которым можно выехать за границу, — до 30 тысяч рублей. То есть если у тебя долг выше, ты уже не можешь поехать. 30 тысяч рублей, например, для Москвы, можно штрафов таких заработать за день. И самое обидное, что ты вроде бы и можешь заплатить эти деньги прямо на месте, тут же, на границе, но с тебя их не возьмут, потому что нет такого сервиса. Вы планируете такой сервис сделать?
Максим Паршин: Да, за этот сервис отвечает Служба судебных приставов. Уже есть такой же прототип, который вам будет сообщать о том, что у вас появился долг, возбуждено исполнительное производство, и будет возможность его мгновенно оплатить и не иметь таких сложных последствий. Потому что у нас граждане даже часто и не знают, что какое-то возбуждено исполнительное производство, что появились долги, и часто это бьет по добропорядочным гражданам, которые и готовы бы соблюдать законодательство и платить по счетам, но просто об этом часто и не знают. Это с одной стороны. С другой, этот сервис поможет взыскателю также без посещения судебных приставов получить причитающуюся ему задолженность и до, и после того, как пристав открыл исполнительное производство. Поэтому это существенно облегчит жизнь как должникам, так и взыскателям, как физическим лицам, например, по долгам за алименты, так и юридическим лицам — банкам, управляющим компаниям, огромному числу субъектов, которые вынуждены сейчас действительно содержать огромный штат юристов, ездить в командировки. А с реализацией этого суперсервиса можно будет сделать все онлайн.
Допустим, он сообщит, что долг достиг критической отметки.
Максим Паршин: Не просто критической, что у вас вообще появился этот долг, у вас просто пуш-уведомление всплывет в телефоне, тоже на портале госуслуг, в мобильном приложении портала госуслуг вы это увидите и сможете там же сразу оплатить или оспорить.
Можно еще и оспорить?
Максим Паршин: Да, конечно. Обжаловать, если вы с этим не согласны, вы сможете так же онлайн оспорить эту задолженность.
А куда уходит жалоба?
Максим Паршин: Также судебным приставам. Судебный пристав принимает решение. Но сейчас вы вынуждены искать этого судебного пристава, записываться к нему на прием. Судебные приставы перегружены во много раз сейчас из-за объема задач, которые перед ними стоят, бумажной работы. Конечно, это скажется на эффективности работы самих приставов, снизит на них нагрузку.
Очень часто люди узнают о том, что у них деньги списаны, потому что судебный пристав это делает автоматически.
Максим Паршин: Автоматически банк действительно у вас списывает, причем вы понимаете, что у вас списали средства, но вы не понимаете, по какой причине это произошло, когда вы были должны и прочее. У нас 10 из 25 планируемых суперсервисов, прототипы этих десяти сервисов уже сейчас размещены на специальной странице на Едином портале государственных услуг.
То есть можно «руками пощупать»?
Максим Паршин: Да, можно посмотреть, как это будет выглядеть на экране смартфона пользователя, то есть каждого из нас. У нас уже 15 тысяч человек ознакомились с этими прототипами, несколько тысяч человек сумели протестировать и прошли короткие, но емкие опросы, оставили содержательную обратную связь, которая будет использована при доработке каждого из суперсервисов. В том числе можно посмотреть то, что мы с вами обсуждаем: суперсервисы по исполнительному производству и европротокол онлайн.
Я очень надеюсь, что это пуш-уведомление придет раньше, чем пристав уже спишет деньги. Причем знаете, как бывает, деньги списывают, блокируют сразу на нескольких счетах, то есть у тебя несколько карт: с этого, с этого и с этого один и тот же штраф, потому что, видимо, они имеют доступ к этому. Я надеюсь, что по крайней мере раньше, чем они смогут это сделать. Скажите, а для бизнеса, взаимодействия бизнеса и исполнительной власти какие суперсервисы планируется ввести?
Максим Паршин: Это бизнесы, связанные с началом бизнеса, стартом бизнеса, — регистрация бизнеса онлайн, получение государственной поддержки, суперсервис, связанный с получением всех необходимых разрешений для начала и ведения бизнеса. За эти суперсервисы у нас отвечает министерство экономического развития, с которым мы очень тесно работаем.
Это очень интересно. Допустим, у меня уже есть капитал, какое-то оборудование, я готов что-то начать, и мой первый шаг: я захожу в это приложение и начинаю регистрацию?
Максим Паршин: Да, уже сейчас такая возможность есть. Есть уже приложение, в пилотном режиме оно работает. Более того, даже до того, как вы начинаете регистрацию, вы получаете необходимую информацию, чтобы сделать правильный выбор, правильное решение, какой бизнес вы открываете. Сможете получить льготный кредит или государственную гарантию, если вы малый предприниматель, ряд других мер поддержки.
Я вбиваю свои данные, у меня есть такая-то сумма денег, я живу в таком-то месте, которое является территорией опережающего развития, я хочу заниматься либо таким бизнесом, либо таким. Система все это проанализирует и прямо подскажет мне, каким именно, на ее взгляд, бизнесом мне лучше заняться?
Максим Паршин: В том числе. Но я бы на этом не делал все-таки акцент, потому что бизнес — это риск, и надо с самого начала осознавать, что здесь не бывает каких-то универсальных решений. Но в любом случае это будет намного проще сделать, это сократит ваши походы в банк, в МФЦ, в налоговую. Это можно будет действительно сделать онлайн, действительно можно будет получить консультацию и ознакомиться с необходимыми обучающими материалами, которые специально разработаны под такие задачи. Во многом эти задачи решаются в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства.
И получить сразу еще и преференции заодно?
Максим Паршин: В том числе.
И выбрать налоговый режим?
Максим Паршин: В том числе. При регистрации вы в любом случае выбираете налоговый режим.
Я имею в виду получить совет, что вам лучше, например, работать на «вмененке».
Максим Паршин: Да, конечно, это такой налоговый калькулятор, он будет реализован.
Банк я уже выберу сам, или мне, наверное, тоже дадут несколько советов? Здесь уже открывается простор для коммерческого использования.
Максим Паршин: В том числе. На самом деле каждый из суперсервисов предполагает участие бизнеса в его реализации. Это не только «Госуслуги». Действительно создается некая экосистема, куда чисто коммерческие сервисы гармонично встраиваются. И мы каждый из суперсервисов и его целевую модель обсуждаем на площадке АНО «Цифровая экономика», куда входят основные наши участники рынка. И с точки зрения бизнеса обсуждается каждый из суперсервисов и корректируется целевое состояние — то, к чему мы идем. Участие бизнеса в каждом из суперсервисов, конечно, должно быть понятно, прозрачно, не дискриминационно. Но участие бизнеса необходимо, иначе клиентский путь будет неполным.
Есть понимание, когда все это уже заработает в полную мощность?
Максим Паршин: По каждому из сервисов есть свой план-график, дорожная карта его развития. Первые результаты будут появляться уже в этом году, в следующем году по большинству суперсервисов мы увидим уже существенные, значимые результаты. В этом году уже в пилотном режиме тот же европротокол, который мы обсуждаем, заработает в ряде регионов.
Мы поговорили о суперсервисах, а я хочу немного более в общих чертах поговорить вообще о цифровизации и о том, с чем сталкиваемся мы в своей повседневной жизни. Я понимаю, может быть, к «цифре» это не имеет отношения, тем не менее мне кажется, у вас тоже должно быть видение ситуации. Приведу несколько простых примеров. Допустим, я купил у кого-то квартиру, там был прописан человек. Человек выписался, пришел в отделение, я пришел туда, прописался. Через какое-то время выясняется, что человек в системе до сих пор там прописан, естественно, это отражается на моих коммунальных платежах. Он там прописан, а почему он оттуда не исчез? А потому что все просто, для того чтобы он исчез, нужно из одного отделения переслать по почте, принести лично курьерам корешок, подтверждающий, что человек выписался, а корешки бумажные имеют свойство иногда пропадать, не доходить, теряться, рваться, пылиться и так далее. Точно так же с машинами. Ты машину продал, но по бумагам ты до сих пор числишься где-то ее владельцем, и тебе продолжает приходить налог. С этим как быть? Можно ли как-то все это объединить в единую систему, чтобы избавиться от этой бумажной дублирующей работы, которая оказывается важнее, чем цифра, в понимании ведомств и сказывается уже непосредственно на твоих тратах?
Максим Паршин: Более того, целевым значением, целевым результатом по каждой из услуг, а вы же говорите о государственных услугах по большому счету, является так называемая реестровая модель, то есть полностью отказ от результата на бумажном носителе. Первичной и главной будет запись в государственной информационной системе, в реестре, а бумага при этом не нужна. И если вам так удобно, вы, конечно, можете получить выписку, но это именно выписка, просто некая распечатка — первичной будет именно запись в государственном реестре.
Первичным для государства?
Максим Паршин: Для государства и для всех правоотношений: между государством и гражданами, гражданами между собой, с бизнесом — первична запись именно там. Поэтому как раз цифровизация и предполагает переход на эту реестровую модель, переход на предоставление услуг онлайн, то есть не в течение недели или дней, а в течение нескольких секунд. А в течение нескольких секунд, значит, это предполагает отсутствие какой-либо бумаги при взаимодействии, будет происходить взаимодействие межведомственное по определенным правилам. Мы не говорим о создании единой системы или базы данных, это нецелесообразно и архитектурно неверно, неправильно. Но речь идет именно о создании механизмов действительно цифровой трансформации предоставления услуг в их совокупности, в их взаимосвязи.
И обмене информации между ведомствами?
Максим Паршин: Обязательно.
Пока этот обмен не происходит так, как он видится в идеальном цифровом мире. Есть понимание по срокам, когда это произойдет, или это сложно пока прогнозировать? Я имею в виду, когда это произойдет окончательно, когда не будет того, о чем я сейчас сказал?
Максим Паршин: В любом случае вопрос очень конкретный. Все, что мы планируем, имеет горизонт до конца 2024 года, потому национальная программа «Цифровая экономика» и федеральный проект «Цифровое государственное управление», за который я отвечаю, заканчивается в 2024 году. Но основные результаты по всем нашим планам имеет горизонт три года. То есть в следующем году у нас появляются уже пилотные результаты, они работающие, заметные, видимые и полезные для граждан и бизнеса. В 2021 году это уже распространение на весь круг получателей этих услуг. Понятно, что не все будет сделано в течение этих ближайших двух с половиной — трех лет, что-то выйдет за этот срок, но основные сроки такие.
И, наверное, вопрос не к вам, а к другим ведомствам: мы сэкономим очень много бумаги, потому что, когда все это дублируется, я точно знаю, что денег на бумагу и денег на людей, которые эту бумагу носят, в том числе просто элементарно физически с работы до почты или до курьерской службы, тратится очень много.
Максим Паршин: Это как минимум. Есть разные оценки, сколько действительно уходит бумаги. Да, мы будем отказываться от бумаги, но это не отказ от бумаги ради отказа от бумаги, это просто действительно цифровая трансформация, это изменение самих процессов, бизнес-процессов предоставления услуг, это изменение подхода и понимания того, как функционирует государство.
Главное, чтобы эта система была надежна и хранилась так же хорошо, как хранится бумага — тысячелетиями.
https://www.bfm.ru/news/423642