Как цифровая эпоха меняет представление о городах будущего
По мнению урбанистов, сейчас мы переживаем принципиально новую эпоху развития городов — цифровую. Кто-то считает эту идею утопичной, кто-то видит в ней большой потенциал. Но прогрессивно мыслящие эксперты в области развития городов утверждают, что цифровые города — вовсе не утопия, не создание сообщества разобщенных людей, а наоборот — новые возможности прогресса.
Специалисты в области урбанистики полагают, что с архитектурной точки зрения город завтрашнего дня не будет сильно отличаться от того, что мы видим вокруг себя сегодня. Ключевые элементы архитектуры и модели городского или офисного планирования останутся прежними. Но что определенно претерпит существенные изменения, так это система нашего взаимодействия с городской средой, то есть то, как мы живем, работаем, делаем покупки и общаемся.
По сути, сегодня любое цифровое устройство (например, телефон) становится для человека ключом ко всему городу: дает ему возможность пользоваться транспортом, объектами инфраструктуры, а также не тратить много времени на поездки к месту работы или за покупками. В то же время это не значит, что живое человеческое общение исчезает. В наши дни особую ценность приобретают места непосредственного взаимодействия городских жителей между собой. Прежде всего, это благоустроенные улицы, площадки и парки, где проводятся различные публичные мероприятия: концерты, общественные лекции и многое др.
Подобные центры становятся местами притяжения, особенно для нового поколения, которое сейчас является одним из важнейших драйверов экономического развития общества. В общем и целом эти общественные локации и делают город успешным и удобным для жителей. В то же время появление таких мест ведет к децентрализации города — уже нет единого центра притяжения, куда стремятся люди. Поэтому насущной необходимостью становится развитие транспортной сети таким образом, чтобы можно было удобно и быстро добраться из любого района города к подобным местам.
Ярким образцом воплощения в жизнь новой концепции локаций общественного притяжения является, например, знаменитый парк Хай-Лайн на Манхэттене. Несколько лет назад его разбили на месте бывшей ветки наземной железной дороги на высоте около 10 м от поверхности земли.
Не уступает Нью-Йорку по красоте и продуманности планировки и проект грандиозной реконструкции центральной площади в голландском городе Эммен. 26 тыс. кв. м современного общественного пространства стали новой городской достопримечательностью. Раньше площадь заполняли автомобили, но сейчас это исключительно пешеходная и велосипедная локация, где размещено множество уличной мебели, которая создает уютную домашнюю атмосферу.
Современные цифровые технологии, как утверждают специалисты, могут в принципе трансформировать все, что нас окружает, и создать бесконечно подвижную и гибкую среду: в будущем вокруг нас будет живое, индивидуальное пространство, которое приспособлено к потребностям его обитателей, их характерам и желаниям.
Например, взаимодействуя с системой управления зданием, приложение для смартфонов позволит бронировать комнаты для совещаний и регулировать параметры окружающей среды с беспрецедентной степенью персонализации. Синхронизируя использование энергии и занятость людей в зданиях, мы можем, таким образом, создать более устойчивую и гибкую архитектуру, способствующую взаимодействию между людьми и развитию их творческих навыков.
Еще одной чертой города будущего является то, что и городским властям, и застройщикам необходимо учитывать большой интерес молодежи к аренде жилья. Многие представители молодого поколения сейчас предпочитают арендовать жилье ближе к центру, нежели покупать квартиру аналогичной или большей площади в пригороде. Создание кластера арендного жилья, управление которым может осуществляться через цифровые технологии (наподобие Airbnb), где жители легко и быстро найдут себе жилье, не привязываясь ни к какому конкретному месту, — одна из основных тенденций развития городов будущего.
В рамках данной темы стоит сказать о таком перспективном формате городского жилья, как сервисные апартаменты. За границей они уже давно являются неотъемлемой частью современной культуры городов. В Москве подобные проекты также начинают выходить на рынок жилой недвижимости. Главное преимущество данного варианта проживания — возможность почувствовать действительно домашнюю обстановку, с комфортом разместившись в просторных апартаментах, где есть собственная кухня и набор необходимых сервисных услуг. Этот формат очень удобен для тех, кому нужно комфортабельное жилье на срок от суток до одного года и более. Подобные проекты в столице Великобритании — это, например, комплексы Grosvenor House Suites by Jumeirah Living и Cheval Residences.
Для обеспечения коммуникаций и нормального функционирования целого города большое значение приобретают инженерия, энергия, ее бережное расходование, поэтому города будущего должны быть очень технологичными и энергоэффективными. Для того чтобы старым городам вписаться в современную урбанистическую модель, необходимы существенные улучшения их коммуникационных систем. Поэтому гораздо больший потенциал развития могут получить не центральные территории, а те, которые казались раньше депрессивными и заброшенными. То есть на чистом листе можно спланировать городские кварталы, которые будут удобны, привлекательны и популярны среди арендаторов и покупателей жилья.
Без сомнения, можно утверждать, что и для Москвы сегодня характерны практически все тренды, которые относятся к городам нового цифрового поколения: создаются благоустроенные общественные зоны, которые реализуют потребность людей в общении; все больше посетителей в благоустроенных городских парках и скверах. Нашествие москвичей и туристов переживают парк «Зарядье» и Никольская улица. Точками притяжения стали различные арт-объекты на территории бывших промышленных предприятий, где реализована концепция многофункционального использования (mixed use). Подобные районы становятся центрами общественной жизни, куда стремятся люди.
На мой взгляд, города будущего — это не стоэтажные небоскребы, стоящие стена к стене, но возвращение к истокам, когда городские территории были центрами коммуникаций разобщенных людей. Сегодня городские жители, которые могут часами сидеть в телефонах, работать дистанционно и покупать продукты в интернет-магазинах, приходят в центры общественного притяжения, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Поэтому для городов будущего развитие мест для общения и отдыха разных социальных групп и групп по интересам — одна из главных задач, которая в будущем станет определять их успешность и жизнеспособность.
ОБ АВТОРАХ
Дмитрий Халин
управляющий партнер Savills в России
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.