Минпромторг хочет ужесточить правила продажи топлива на АЗС
Речь идет о возможном запрете продажи на заправках любых видов жидкого топлива, кроме дизеля класса «Евро-5»
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Минпромторг России предлагает ужесточить правила продажи топлива на АЗС, поскольку доля суррогата на рынке достигает 9%. Речь идет о возможном запрете продажи на заправках любых видов жидкого топлива, кроме сертифицированного бензина и дизеля класса «Евро-5».
Изменения разработаны в рамках борьбы за соответствие качества топлива заявляемым классам и для защиты прав потребителей, объяснил РБК Илья Джус, представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего ТЭК. По его словам, этот вопрос особенно актуален в сегменте независимых АЗС.
Часто на заправках под видом топлива реализуется суррогат или судовое маловязкое топливо, не предназначенное для автомобилей, указано в пояснительной записке к документу. Однако сейчас эта проблема стоит вовсе не так остро, говорит управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко.
Максим Дьяченко
управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг»«В прошлом году на заправках на междугородних трассах можно было встретить дизельное или печное топливо, потом дистиллят газового конденсата. По сути, это дизельное топливо, только более низкого качества. Компании продавали суррогатные виды топлива, не называя их дизельным, то есть не обманывая потребителей, но работая в этом сегменте. В основном потребителями были большие грузовые автомобили. По большому счету, для двигателя проблемы нет. Большее содержание серы даже улучшает смазывающие качества и износостойкость двигателя. Минпромторг реагирует на ситуацию, чтобы повлиять на снижение количества суррогата на рынке. В связи с налоговыми изменениями ситуация на рынке сложилась таким образом, что суррогаты практически не поступают на внутренний рынок. Все эти топлива экспортируют компании, потому что на экспортных рынках цена значительно выше, нет смысла продавать их на внутренний рынок. По сравнению с тем, что было, они занимали, по-моему, порядка 12 млн тонн в год. Сейчас этот объем практически полностью замещен товарным «Евро-5».
По данным агентства «Петромаркет», в 2017 году речь шла о почти миллионе тонн низкокачественных заменителей бензина и девяти миллионах тонн дизтоплива. Потери от оборота суррогатов агентство оценило в 85 млрд рублей в год.
При этом в исследовании «Петромаркета» сказано, что в России около половины парка автотранспорта и около 70% сельхозтехники соответствует стандарту «Евро-2» и имеет возраст старше десяти лет. Такая техника не нуждается в дизельном топливе высших экологических классов.
Как скажутся ужесточения Минпромторга на обычных автолюбителях? Об этом рассуждает заместитель главного редактора портала Auto Mail.ru Юрий Урюков.
Юрий Урюков
заместитель главного редактора портала Auto Mail.ru«Для автомобилистов, которые привыкли заботиться о здоровье своего автомобиля, заправляться не только дешево, но еще и качественно на нормальных сетевых АЗС с именем и без признаков мошенничества, скорее всего, ничего не изменится. Закон и новые предложения направлены главным образом на то, чтобы исключить появление на заправках суррогатного топлива. Собственно говоря, оно появляется на непонятных частных заправках, которые часто встречаются в регионах. Наверное, рискованно заезжать на новом современном автомобиле на такие заправки. Здесь больше пострадают те, кто любит каким-то образом искать выходы на дешевое топливо и не очень распространенные схемы. Пострадает только ограниченный круг автомобилистов, который готов рискнуть здоровьем своего автомобиля. Нельзя исключать и вариант, что под соусом борьбы с суррогатным топливом в очередной раз поднимутся цены на АЗС. Затраты, которые потребуются на дополнительный контроль и обеспечение качественного топлива, в конечном счете переложат на автомобилистов».
Как пишет РБК, общественные обсуждения предложения Минпромторга на портале regulation.gov.ru завершатся в конце марта, затем его должен подписать премьер Дмитрий Медведев. Изменения могут вступить в силу уже в июле.