Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ - 2010 И 2020 » Период экономической активности россиян оказался ниже, чем в развитых


Период экономической активности россиян оказался ниже, чем в развитых

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Недолгая трудовая доля

Период экономической активности россиян оказался ниже, чем в развитых странах

Газета "Коммерсантъ" №46 от 18.03.2019, стр. 2

Жители России имеют наименьший период экономической активности среди граждан развитых стран. В среднем российские мужчины находятся на рынке труда 33,8 года, а женщины — 32,1 года, подсчитали исследователи из Высшей школы экономики. Первый для России расчет этого показателя, важного в том числе для расчета пенсионного возраста, оказался хуже имевшихся косвенных данных Минтруда и исследователей.

Трудовая жизнь россиян составляет 33,8 года для мужчин и 32,1 года для женщин, что является наименьшими показателями среди развитых стран. К таким выводам пришли эксперты Высшей школы экономики в работе «Продолжительность трудовой жизни в РФ: тренды и перспективы». Исследование, выполненное Еленой Варшавской и Михаилом Денисенко, является первой работой такого рода в современной России — последняя подобная публикация выходила в 1983 году. Под термином «трудовая жизнь» в данной работе понимаются периоды экономической активности, то есть и занятость, и безработица. Ожидаемая продолжительность экономической активности оценивалась на базе данных 1992–2015 годов отдельно для мужчин и женщин в двух вариантах: для лиц, достигших трудоспособного возраста (15 лет и старше), и для пожилых людей (50 лет и старше). Кроме того, исследователи оценили перспективы продолжительности трудовой жизни россиян с учетом различных прогнозов уровня смертности и сценариев повышения пенсионного возраста.

Итак, сейчас продолжительность ожидаемой трудовой жизни для 15-летнего россиянина составляет 33,8 года, а для россиянки — 32,1 года. Для 50-летних мужчин этот показатель равен 10 годам, а для женщин — 9 годам. Из всего периода трудовой жизни у мужчин время работы составляет 31,8 года, а средняя общая продолжительность безработицы — 2 года, у женщин — 30,5 года и 1,6 года соответственно. Экономически неактивными мужчины проживают 17,9 года, женщины — 30,4 года.

В первую очередь динамику ожидаемой продолжительности трудовой жизни определяют уровни участия населения в рабочей силе и смертности. С 1992 по 2002 год ожидаемая продолжительность трудовой жизни в РФ в возрасте 15–72 лет снизилась на 4,3 года (с 35,2 до 30,9) для мужчин и на 2,6 года (с 33,9 до 31,3) для женщин — в основном из-за снижения уровня участия в рабочей силе (вес этого фактора составил 63% для мужчин и 80% для женщин). Рост же продолжительности трудовой жизни в 2003–2015 годах на 3 года (до 33,8) для мужчин и на 0,8 года (до 32,1) для женщин был обусловлен в основном снижением смертности (оно дало почти 85% прироста продолжительности трудовой жизни для мужчин и 75% для женщин). Исследователи отмечают уникальность этой связи — в большинстве развитых стран она отсутствует, так как уже в 1970-х годах смертность в трудоспособном возрасте была низкой.

В международном сопоставлении продолжительность трудовой жизни в России относительно невелика, особенно по сравнению со странами Европы и Северной Америки. Мужчины в других исследованных странах работают дольше, чем россияне, с точки зрения абсолютного значения (лидер — Япония, где трудовая жизнь мужчин достигает 45,2 года). В России мужчины проведут две трети, 65,4%, общей продолжительности жизни на рынке труда, а рекордсмены по этому показателю, японцы,— 68,4%. Ожидаемая продолжительность трудовой жизни россиянок на 6,3 года больше, чем у итальянских женщин с самой короткой продолжительностью трудовой жизни (25,8 года), и на 7,9 года меньше, чем у шведских женщин, у которых она выше всего (40 лет). Российские женщины также имеют один из самых коротких периодов экономической неактивности (30,4 года), уступая около года латвийским, литовским и шведским женщинам.

Что касается трудовой жизни 50-летних, то для мужчин она совпадает с оценками для Польши, Венгрии и Франции. Ожидаемая продолжительность экономической неактивности для них одна из самых коротких — как в Литве и Латвии, где недавно повышался возраст выхода на пенсию. Что касается российских женщин в возрасте 50 лет, то продолжительность их трудовой жизни близка к среднемировому значению (8,7 года). В то же время (вместе с жительницами стран Балтии) они имеют самую короткую продолжительность экономической неактивности (21,3 года).

Классический для ЕС вопрос о том, как высокая доля высшего образования (в России — с 1990-х) влияет на среднюю длину карьеры, в работе практически не обсуждается. Напротив, ответ на вопрос о связи трудовой активности и возраста выхода на пенсию является одной из целей работы. В целом вывод исследователей ВШЭ в том, что увеличение пенсионного возраста вместе с увеличением продолжительности жизни повысит срок трудовой жизни на 3–3,5 года (см. подробнее справку). Впрочем, ранее вопрос исследовался с других позиций, и хотя полноценно сопоставить старые и новые данные невозможно, очевидно, что прямые оценки длительности трудовой жизни более пессимистичны. Так, например, ряд работ был посвящен подсчету доли работающих пенсионеров — например, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС оценивал ее в 50%, что явно отличается от данных работы ВШЭ. С другой стороны, показатель экономической неактивности у исследователей Высшей школы экономики также существенно ниже альтернативных данных Минтруда, который на основе статистики о выплате пенсий оценивал период дожития мужчин после выхода на пенсию (в 60 лет) в 15 лет, а женщин (в 55 лет) — в 25 лет.

Анастасия Мануйлова

https://www.kommersant.ru/doc/3915417?from=main_6

0

2

Что будет со сроком трудовой жизни дальше?

"Коммерсантъ" от 18.03.2019, 00:06

Чтобы учесть возможные изменения длительности трудовой жизни россиян в будущем, авторы работы рассчитали ее значение для различных вариантов демографического прогноза, также разработанного Высшей школой экономики, с учетом повышения пенсионного возраста. Согласно низкому варианту прогноза, к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении увеличится до 67,4, а женщин — до 77,7 года. Средний вариант показывает 70,4 и 76,4 года соответственно, высокий — 73,5 года для мужчин и 81,1 года для женщин. Повышение пенсионного возраста в исследовании было предусмотрено в виде ежегодного увеличения на шесть месяцев до 65 лет для мужчин и женщин (исследование проводилось до утверждения финального варианта реформы). Ожидаемо увеличение продолжительности трудовой жизни при низком варианте демографического прогноза достигается за счет сокращения ее неактивной части. В этом случае рост продолжительности трудовой жизни для мужчин невелик: 1–1,3 года в возрасте 15 лет и около одного года в возрасте 50 лет. Увеличение продолжительности трудовой жизни женщин выше: 2,3–2,5 года в возрасте 15 лет и около двух лет в возрасте 50 лет. Соответственно, повышение пенсионного возраста с относительно быстрым снижением уровня смертности (высокий вариант прогноза продолжительности жизни) оказывает существенное влияние на увеличение продолжительности трудовой жизни: для мужчин в возрасте 15 лет — около 3,5 года, для женщин — около трех лет.

Анастасия Мануйлова

https://www.kommersant.ru/doc/3915556?from=doc_vrez

0

3

Работа — лучшее лекарство

В МВФ призывают бороться со старением населения активной трудовой политикой

Газета "Коммерсантъ" №110 от 27.06.2018, стр. 2

https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2018/110/KMO_120232_18786_1_t218_223421.jpg
Фото: Simon Zo / Reuters

Частично компенсировать негативные тренды, связанные со старением населения и автоматизацией производства в развитых странах, способна только активная политика государства на рынке труда, говорится в рабочем докладе МВФ. На практике борьба за занятость должна означать как дополнительные инвестиции в образование и соцподдержку трудящихся — так и стимулирование более позднего выхода на пенсию. Однако такой рост занятости не обеспечивает роста производительности труда, свидетельствуют свежие данные ОЭСР.

Рост населения развитых стран замедляется, ожидаемая продолжительность жизни растет, как и число людей старшего возраста, констатируют аналитики МВФ. По прогнозам ООН, к середине века почти половина развитых стран столкнется с сокращением населения, а на каждого человека трудоспособного возраста (в его нынешнем понимании) будет приходиться вдвое больше пожилых, чем сейчас,— если число активных участников рынка труда не вырастет, старение населения начнет тормозить рост экономики и подорвет нынешнюю систему соцобеспечения. Отметим, что эти выводы МВФ совпадают с аргументами властей РФ в пользу повышения пенсионного возраста, подтверждая, что российские проблемы в этом смысле совпадают с мировыми.

Впрочем, пока занятость в половине развитых стран со времен финансового кризиса растет — хотя показатели значительно варьируются для разных групп работников, указывают в МВФ. Так, на фоне повсеместного сокращения занятости среди молодых мужчин доля женщин на рынке труда выросла, а продление активной трудовой жизни людей старшего возраста совпало с сокращением доли самых молодых работников. Помимо различий в скорости технологического прогресса определяющим фактором здесь является социальная политика, прямо влияющая на готовность граждан работать, полагают в фонде. Структурные изменения трудового законодательства и образования — главная причина повышения трудовой активности молодых женщин и пожилых работников, а углубление автоматизации частично объясняет сокращение занятости среди молодых мужчин. Одновременно расширение доступа к образованию и рост его длительности — наиболее очевидная причина более позднего выхода на рынок труда молодежи, отмечают аналитики МВФ.

У государств достаточно рычагов, чтобы влиять на ситуацию, корректируя поведение участников рынка разнообразными стимулами, считают в фонде. Инвестиции в образование, поддержка рынка труда, а также новые рынки способны не только стимулировать граждан к трудовой деятельности, но и смягчить для них последствия глобализации и технологического процесса, вытесняющих отдельные профессии с рынка. Если же внедрение новых технологий не приведет к значительному росту производительности труда, развитым странам придется пересмотреть свою иммиграционную политику — а также стимулировать более поздний выход на пенсию для старшего поколения, заключают в МВФ.

Пока же рост занятости в странах с высоким доходом не сопровождается соответствующим ростом производительности труда, указывают в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как следует из опубликованного вчера «Сборника индикаторов производительности», экономический рост способствовал лишь росту числа трудящихся в странах организации — но большинство новых рабочих мест (особенно в Италии, Мексике, Испании, Великобритании и США) были созданы в низкопроизводительных отраслях, что снизило средние зарплаты в экономике. Так, падение уровня реальных зарплат в 2010–2016 годах отмечалось в Португалии, Испании и Великобритании, а в Германии и США их рост отставал от роста производительности, способствуя росту неравенства. Особенно актуальна проблема слабого роста производительности для промышленности — причем как для высокотехнологичных производств компьютеров и электроники, так и традиционных отраслей: вероятно, такое замедление роста производительности можно воспринимать как временный буфер, «защищающий» рынок труда от сокращаемых работников,— но очевидно, что его возможности не безграничны.

Надежда Краснушкина

https://www.kommersant.ru/doc/3669559?from=doc_vrez

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ - 2010 И 2020 » Период экономической активности россиян оказался ниже, чем в развитых