Почему полезны хаос и паранойя: о чем говорил Талеб на лекции в Москве
О том, какие компании антихрупки, как стать богатым, если у вас не так много ресурсов, и в какие технологии инвестировать, рассказал на своей лекции в Москве экономист Нассим Талеб. «РБК Pro» подготовил краткий конспект его выступления
Нассим Талеб (Фото: Daniel Acker / Bloomberg)
Нассим Талеб — американский публицист, экономист и трейдер, автор книг «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», «Антихрупкость», «Рискуя собственной шкурой».
28 февраля 2019 года Нассим Талеб прочел в Москве лекцию о том, что такое антихрупкость, как бизнесу извлечь выгоду из хаоса, почему эффективность компании должны оценивать люди, а не эксперты и почему бизнес-план — это ловушка. Организатором выступает компания BBI (следующим лектором, которого она привезет в конце марта, станет известный бизнес-консультант Ицхак Адизес).
Бизнес должны оценивать потребители, а не коллеги
Любой бизнес, который оценивают коллеги, в конечном итоге погибает. Ориентироваться нужно не на оценки экспертов, а на реальность — на выручку и прибыль. «Вы должны уметь удивить бухгалтера», — отмечает Талеб.
Например, в ресторанном бизнесе есть много разных наград и премий, причем на ежегодные церемонии награждения прилетают далеко не все победители. Не прилетают они по причине банкротства. Почему так происходит, что лучшие рестораны в отрасли, по мнению экспертов, закрываются? Можно сказать, что они слишком озабочены оценками коллег и теряют контакт с реальностью, со своими непосредственными клиентами.
Надо впечатлить прежде всего своего бухгалтера, сделать хороший финансовый отчет, а профессиональными наградами лучше не увлекаться.
Какие компании антихрупки
Любая успешная компания — это та, которая любит подконтрольный хаос. Но запредельное количество ошибок убивает систему. Стресс должен быть ограничен, не доходить до предела, считает Талеб. Как говорится, что нас не убивает — делает нас сильнее (согласно Талебу, антихрупкие компании — организации, которые под внешним давлением становятся только сильнее. — «РБК Pro»). Поэтому органические системы любят беспорядок до определенной степени.
Самые антихрупкие компании — технологические, которые могут быстро приспособиться к изменениям. Финансовая сфера — хрупкая. При этом большинство профессий — надежные. Например, доходы сантехника или стоматолога мало зависят от изменчивости в мире.
Если вы попали в S&P 500, это можно считать смертельным приговором. Компании в нем не задерживаются дольше 14 лет. Крупные компании очень хрупкие, один кризис — и их нет. Для небольших компаний шок не так страшен.
Принцип «толстых хвостов»
«Толстые хвосты» (fat tails) — выражение, указывающее на непропорциональный эффект редких событий. Талеб показывает, насколько важно учитывать «хвост» при принятии решений. У вас в течение десяти лет может быть все прекрасно, но какая разница, если ваша фирма однажды схлопнулась? Если есть риск краха компании, на него нельзя идти. Переносить риски на других, прикрываясь «черным лебедем» (непредсказуемым событием, например банковским кризисом), — аморально.
Почему нужно быть сверхпараноиком
В какой сфере больше всего паранойи? В авиации, отмечает Талеб. Если бы процент ошибок там был 0,1%, то все пилоты были бы уже мертвы. Уровень паранойи в авиации очень высок. У американских авиакомпаний много недочетов: невкусная еда на борту, грубые стюардессы, но зато высокая безопасность — на 28 млн взлетов ни одного падения!
Единственный способ стать богатым — не просто иметь ресурсы, а знать, как ими пользоваться
Посмотрите: какие сегодня самые успешные страны? Например, есть Сингапур — страна, у которой нет никаких природных ресурсов. Но именно это и обеспечило ее процветание. В похожей ситуации в античные времена были финикийцы. У них тоже не было ресурсов. Тогда они стали строить корабли и заниматься торговлей. В итоге стали одним из самых преуспевающих народов древности.
Похоже, что единственный способ стать богатым или обрести власть — это иметь ограниченные ресурсы, но при этом знать, как ими пользоваться. Так работает сверхкомпенсация.
Страны без особых возможностей становятся могущественными державами. В истории можно снова и снова находить примеры этого. Возьмем тот же Дубай. С Кремниевой долиной было так же. После кризиса доткомов многие компании умерли, но переродились. Система стала здоровее.
Эффект Линди — инвестируйте в проверенное
То, что давно существует, вероятнее всего, продолжит существовать. На лекции Талеб трижды возвращался к эффекту Линди. Это эвристическое правило, которое было выведено актерами в ресторане Lindy’s на Манхэттене. Они заметили, что те шоу на Бродвее, которые идут уже 100 дней, будут идти еще 100 дней. А те, что идут три года, будут идти еще три года. То есть надежнее быть актером в шоу, которое идет уже давно. Аналогично с книгами. Роман, который читают и издают 100 лет, наверняка продержится еще 100 лет — если продажи не упадут.
Эффект Линди хорошо предсказывает судьбу технологий. Чем древнее технологическое решение, тем с большей вероятностью оно переживет более современные альтернативы. Поэтому Талеб советует инвестировать в старые проверенные технологии.
Бизнес-план — тюрьма для компании
Талеб рекомендует компаниям не зацикливаться на бизнес-планировании. «Бизнес-план — это тюрьма, в которую вы себя поместили, а ключ выбросили, — говорит он. — Вы как бы едете по дороге и не можете никуда повернуть. Зачем так жить?»
Чтобы собственники и руководители компаний почувствовали больше свободы и могли сильнее абстрагироваться от имеющихся планов, Талеб приводит несколько исторических примеров.
Например, Nokia до производства телефонов выпускала резиновые изделия. Но финны открыли новое сверхуспешное направление. По Талебу, сгубила финнов ставка на уменьшение размера мобильного телефона: они не успели быстро оценить новый тренд и перестроиться. Люди хотели не миниатюрный телефон, а аппарат с большим экраном.
Другой пример — это Tiffany & Co. Мало кто знает, что ранее компания занималась канцелярскими принадлежностями, а потом они подумали: если у нас покупают открытки на свадьбу, почему бы клиентам не предложить ювелирные украшения? Компания изменилась, и это привело ее к успеху.
Третий пример — Boeing. Чем эта компания занималась раньше? Почему у нее бывшая штаб-квартира находилась в Сиэтле — депрессивном дождливом городе? Оказывается, что изначально компания занималась лесозаготовкой и поставляла детали для авиапроизводителей, а потом решила сама заняться этим бизнесом.
Владельцам компаний Талеб предлагает пойти по пути фланера, когда нет зажатости в узких рамках бизнес-плана. Вам не нужно, как туристу, двигаться по изначально проложенному маршруту. Вы видите открывающиеся возможности и можете воспользоваться ими.