До последнего токена. Что будет после ICO
Пик славы проектов по первичному размещению токенов прошел: стартапы стали собирать на 97% меньше средств, инвесторы потеряли доверие к блокчейн-проектам. Несколько альтернативных способов вернут шансы на развитие компаний, не имеющих стартового капитала
Доверие стало главной уязвимостью индустрии ICO — мошенники убили веру в инвестиционный потенциал проектов. На репутацию рынка влияли различные проекты, например HOQU, о котором написало издание Shitcoin offering. Журналисты утверждают, что организаторы — мошенники, которые обманули инвесторов на $18 миллионов. Руководитель компании Роман Кауфман обвинил своих партнеров в растрате, а они в ответ подали на него заявление за шантаж и вымогательство. Согласно отчету ICORating, во второй половине 2018 г. доходность вложений в блокчейн-стартапы снизилась на 22%.
Большинство ICO-проектов закрывались и не выпускали никаких продуктов, они собирали деньги, когда не имели минимально жизнеспособного продукта — только идею. Другая проблема также заставляла инвесторов смотреть на этот рынок с сомнением — Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) классифицирует большинство токенов как ценные бумаги — многие проекты были запрещены за нарушение действующего законодательства.
Несмотря на очевидный спад рынка, рано говорить о его исчезновении. Рынок привлечения инвестиций через криптовалюту находится в стадии становления, эволюционирует, возможны будущие трансформации. У ICO существует несколько альтернатив, у каждой из которых есть свои преимущества и недостатки.
IEO — биржа как гарант?
Первичное биржевое предложение (IEO) — это повышенная безопасность инвестора, в распределении токенов таким образом участвует криптовалютная биржа. Проект не проводит ICO и не запускает платформу для сбора средств, а проходит тщательную финансовую и юридическую проверку — Due Diligence и получает листинг на биржевой площадке. Это говорит о его соответствии требованиям биржевого ресурса и повышает ожидания инвесторов по возможному возврату инвестиций. Биржа заинтересована в добавлении перспективных проектов, повышенный интерес пользователей к которым способен увеличить объем торгов, а соответственно и прямой доход биржи — торговую комиссию.
Еще одна характерная особенность IEO — отказ от «газовой» конкуренции. Покупая токены в ходе ICO, инвесторы завышают комиссии (gas), чтобы оказаться первыми покупателями и заработать больше. При работе через биржу так не получится. Этот способ выгоден и для самого проекта, который благодаря листингу получает готовую базу пользователей — клиентов криптовалютной биржи.
Впрочем, IEO имеет два недостатка — дискриминацию инвесторов по географическому признаку и риск хакерских атак. Для участия в первичном биржевом предложении инвестору необходимо пройти регистрацию и процедуру верификации (KYC). Требование способно закрыть доступ к токенам жителям стран, в которых работа той или иной биржи ограничена. Например, OKEx не доступна в США, Киргизии, Крыму, а Binance ограничивает возможность торговли для пользователей из Белоруссии, Албании, Боснии и Герцеговины и ряда африканских стран.
Ненадежность премайнинга или IFO
Премайнинговое первичное размещение форков криптовалют (IFO) в некоторых источниках ошибочно называют серьезной альтернативой ICO, однако в действительности сообщество не рассматривает его таким образом. По мнению владельца майнинг-пула BTC.Top Цзяна Чжуоэра, такой способ привлечения финансирования больше похож на аферу.
В Китае разработчики решили, что это отличная возможность уклониться от запрета на ICO, но у IFO есть огромный недостаток — возможность скрытой дополнительной эмиссии токенов. Для проведения такого размещения монет достаточно клонировать криптовалюту, для этого можно копировать блокчейн Bitcoin, придумать новое название и провести ребрендинг. Меньше чем за прошлый год произошло свыше 40 форков главной криптовалюты, они получают финансирование от неопытных инвесторов используя громкое имя.
В итоге токены не проходят проверку регулирующего органа, криптовалютной биржи или другой сторонней организации. Они не получают одобрения регуляторов, права инвестора остаются незащищенными, безопасность средств не обеспечивается.
IAO как маркетинг
IAO — сбор средств с использованием маркетингового приема раздачи бесплатных токенов. Держатели определенного коина, например BTC или ETH, получают новые монеты проекта бесплатно. Часто в рамках Airdrop участников обязуют выполнить элементарные действия — присоединиться к каналу в Телеграм или заполнить данные для обратной связи.
Организаторы стремятся создать эффект хайпа. Это способ привлечения ранних инвесторов через предложение бесплатной криптовалюты в обмен на решение стать пользователем проекта. Используя этот инструмент, проект может преследовать техническую цель дистрибуции токенов и добиваться меньшей централизации токена.
Airdrop встречается все чаще в децентрализованных сетях. Этот механизм увеличивает объемы торгов в криптовалютной экосистеме — пользователи получают бесплатные токены и начинают искать пути их реализации.
Такой способ не является признаком соответствия требованиям регулятора, криптовалютной биржи или другого контролирующего органа и не предоставляет инвесторам никаких дополнительных прав. То есть, как и в случае с IFO, проблема безопасности и надежности инвестиций остается нерешенной.
STO — центр внимания 2019 года
Главной причиной завершения эпохи ICO стала незащищенность прав инвесторов, высокорискованное инвестирование и нарастающее давление регуляторов. Только два альтернативных варианта решают эти проблемы — IEO и STO.
STO — это первичное предложение security-токенов, которые являются токенизированными акциями и реальным инвестиционным инструментом. Владение ими наделяет инвестора преимуществами, например правом на дивиденды или долю от прибыли компании. Такие монеты должны быть обеспечены, например, активами стартапа, и это должно быть юридически подтверждено до старта продаж.
STO-проект соответствует всем требованиям SEC — деньги инвестора находятся под защитой закона. При возникновении спорных ситуаций пользователь может подать жалобу в соответствующий орган, ведь теперь токен попадает под законодательство о ценных бумагах. Правовая база стартапа, контроль правительства и доступность для институциональных инвесторов — факторы уверенности пользователей в жизнеспособности и инвестиционном потенциале компании.
Недостатки касаются затрат проекта и предоставления права на инвестирование. Юридическое сопровождение STO-проекта, выпуск security-токена и проработка его функционала обойдутся в намного более крупную сумму, чем при ICO. Принять участие смогут только квалифицированные инвесторы. Они должны обладать внушительным частным капиталом или проявлять высокую активность на финансовом рынке за установленный период. Например, в России он должен совершить не менее 10 сделок на общую сумму от 300 тыс. рублей за последний год, а в США — располагать доходами от 200 тыс. долларов за каждый из последних двух лет.
Именно securiry-токены рассматриваются аналитиками как инструмент возвращения популярности цифрового рынка. Вероятно, по этой причине в мире растет количество STO-проектов: согласно статистике Autonomous Research, в 2017 г. было 2 таких предложения, в 2018 — 25, а в 2019 г. прогнозируется не менее 87.
Автор: Никита Игнатьев.