За распространение слухов — арест? Комментарий Георгия Бовта
По мнению политолога, если новые законопроекты о публикации недостоверной информации примут, наступит новый этап ужесточения цензуры как в интернете, так и в СМИ
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
Правительство России дало положительные заключения на законопроекты о запрете на публикацию недостоверной информации, а также о наказании за оскорбление власти в интернете. Профильный комитет Госдумы может рассмотреть их уже 21 января.
Пакет поправок в действующее законодательство внесли в Думу в середине декабря сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Дмитрий Вяткин. Они, в частности, предложили за распространение фейковых новостей, угрожающих жизни и здоровью людей или общественному порядку, штрафовать граждан на 5000 рублей, должностных лиц — на 50 000 рублей, юрлиц — на миллион, а публикующие фейковые новости интернет-ресурсы блокировать во внесудебном порядке.
Неделю назад оба законопроекта были отложены после обсуждения на расширенном заседании комитета по информационной политике. Тогда против них высказались представители Генпрокуратуры, Минкомсвязи, Минюста и даже Роскомнадзора. Основные замечания сводились к тому, что в проектах отсутствуют четкие критерии как для определения, что такое «фейковые новости», так и что такое «оскорбление власти».
Представитель Генпрокуратуры Екатерина Артамонова, в частности, тогда отмечала, что принятие решений, в том числе о досудебной блокировке сайтов, будет невозможно без проведения лингвистических экспертиз, а это требует значительного времени. Указывалось, что угроза расширительного толкования может повлечь необоснованное ограничение конституционных прав граждан на свободное распространение информации.
К тому же в уже действующем законодательстве полно соответствующих ограничений. Лишь недавно сами же депутаты лишь незначительно смягчили ответственность за репосты в соцсетях той информации, которая может быть сочтена экстремистской. Теперь при первом нарушении полагается лишь административная ответственность, однако уголовная из законодательства все равно никуда не делась.
Теперь же, по сути, предлагается по видом борьбы с «фейковыми новостями» наказывать за распространение слухов. Видимо, по замыслу авторов законопроектов, идеальным вариантом было бы, чтобы весь отечественный интернет состоял из выверенных пресс-релизов соответствующих ведомств. Особенно когда речь идет о чрезвычайных ситуациях.
К примеру, если бы данные законы уже были бы приняты, то само по себе высказывание предположения о том, что в канун нового года в Магнитогорске произошел не взрыв бытового газа, а теракт, что силовые ведомства категорически отрицают, будет приравнена именно к таким «фейкам». Авторам таких публикаций, если они осмелятся расследовать официально опровергаемую версию, будет грозить арест до 15 суток.
Неделю назад законопроекты были в Думе лишь отложены — в ожидании заключения правительства. Тогда Business FM обратила внимание на то, что принципиальных возражений против данных законопроектов из уст депутатов не прозвучало — что подсказывало: к ним скоро могут вернуться.
Никто, по сути, не выступил в защиту явно ограничиваемой в данном случае свободы слова и свободы распространения и получения информации, что закреплено в конституции. В таких категориях проекты практически не обсуждались.
И вот теперь правительство, председатель которого в свое время произнес знаменитую фразу о том, что свобода лучше, чем несвобода, сочло, что принятие такого законодательства вполне допустимо. Тем более что и президент на своей декабрьской большой пресс-конференции поддержал идею наказания за оскорбления власти в интернете, если такие наказания предусмотрены за соответствующие действия в офлайне. Его слова поняли как призыв к очередному закручиванию гаек.
Возможно, в ходе думского обсуждения какие-то формулировки будут уточнены, а какие-то смягчены. Однако после принятия таких законов, вне всяких сомнений, мы увидим не одно возбужденное дело, когда за «оскорбление» на самом деле будут судить критиков власти и разоблачителей коррупции или еще каких-то неправовых действий чиновников, а раскрытие неугодной информации часто будут трактовать как «фейк».
Это чем-то уже напоминает советские законы, где была предусмотрена ответственность за распространение «заведомо ложной информации», порочащей советский строй, а заведомо ложной считалась любая информация, не вписывавшаяся в официальную пропаганду.
Таким образом, с принятием таких законопроектов Клишаса, Боковой и Вяткина наступит новый этап в ужесточении цензуры как в интернете, так и в средствах массовой информации. И когда-нибудь, когда абсурдность вынесенных судебных и внесудебных решений начнет зашкаливать, заговорят о смягчении. Но не сразу.