Курьер, который может позвонить дважды
Текст: Наталия Шашина
В соцсетях обсуждают обратную сторону шеринг-экономики — распространение курьеров и таксистов, у которых есть все личные данные клиентов. Насколько это может быть опасно?
Фото: depositphotos.com
Обновлено в 12:50
Неприятную историю рассказала москвичка Александра Суровцева. Ей пришло сообщение от неизвестного номера: «Приветик». WhatsApp определил пользователя как Ваха. Это была кличка ее старого приятеля в университете, и хотя номер был другим, Александра на всякий случай написала в ответ: «Здравствуйте, кто это?»
«И мне на плохом русском языке сообщили, что это некий Али, который хочет со мной познакомиться. На мой вопрос, откуда у Али мой номер, человек на таком же плохом русском объяснил, что он работает курьером и что я ему очень понравилась, начал посылать мне всякие флиртующие эмодзи, поцелуйчики и тому подобное. Я, конечно, была шокирована. Я вспомнила, что где-то за неделю до этого я воспользовалась услугами Delivery Club. Я сначала пожала плечами и подумала заблокировать человека и забыть про это, но потом мне пришло в голову, что человек знает не только мой номер телефона, но и домашний адрес, и знает, как попасть в подъезд. И мне, честно говоря, стало не просто неприятно, а даже страшно».
Многие девушки сталкивались с ситуациями, когда после поездки на Uber или «Яндекс.Такси» им начинают писать водители. Обычно достаточно простой блокировки номера. Но что если у человека не просто романтические намерения, а какие-то еще и он теперь может ждать вас у подъезда или прийти к вам домой? Грубо говоря, почему бы грабителю не пойти в курьеры?
Один из доставщиков еды рассказывал изданию The Village, что при приеме на работу «никаких специальных требований нет: если ты хоть немного говоришь по-русски, тебя, скорее всего, возьмут». Управляющий партнер Delivery Club Руслан Гафуров уверяет, что курьеры проходят проверку:
— Конечно, у нас несколько этапов собеседования, служба безопасности проверяет курьеров, у нас довольно-таки строго все, мы не берем кого попало.
— Как реагируете на подобные жалобы, если они бывали когда-то?
— Пытаюсь вспомнить, были ли похожие случаи. Если были, может, я о них и не слышал. Но вообще курьер у нас после этого получает штраф или уходит из нашей компании и больше с нами не работает. Мы таким курьерам, конечно, назначаем самые строгие санкции.
— Вообще им объясняют, что личные номера — это не повод заводить знакомство?
— Естественно.
В соцсетях родилась дискуссия: возможно, сервисам доставки еды и службам такси не стоит давать водителям и курьерам доступ к мобильным номерам клиентов? Это удобный способ связи, но иногда номера попадают в чужие руки.
Редактор Business FM Вера Сапрыкина недавно заказала такси с работы у проверенной фирмы. Ей на мобильный позвонил таксист, но машина почему-то оказалась с латвийскими номерами, а в дороге он стал вести себя крайне странно:
«Прямо на ходу он закрывает глаза и начинает рассказывать, как он видит землю со стороны, которая опутана белыми нитями. Рассказывал мне про господина Грабового, который воскрешает мертвых, и так далее. Я была с ним максимально мягка, потому что боялась спровоцировать у него какую-то агрессию, если бы я его игнорировала или как-то пыталась ему перечить. Доехали до дома, он выдал мне квитанцию, как обычно делает легальный таксист, и подписал ее фамилией Грабового. Потом я обратилась в наше такси, они сказали, что на этот вызов должен был выехать другой человек и такого у них нет. То есть никто не контролировал эту ситуацию».
Когда раньше мы ловили «бомбил» у дороги, при взгляде на человека можно было решить, ехать с ним или нет. Сейчас массовое развитие шеринг-сервисов подарило нам дешевое такси и доступную доставку еды на дом, однако повысило риски, ведь за дверью или за рулем может оказаться кто угодно.
В отличие от Delivery Club, некоторые сервисы вообще не предоставляют курьерам личные номера клиентов, рассказывает водитель «Яндекс.Такси» Айрат
— Нет, нет, не прямой. Нас связывает агрегатор. Отображается стационарный номер «Яндекса», потому что идет связка через «Яндекс», и идет запись разговора. В случае спорных моментов — тут я точно не знаю, но как такового вашего номера мы не видим.
— Давно так? Кажется, раньше было напрямую.
— Я не так давно работаю, полгода, но с того времени всегда так и было.
Аналогичное решение применяется многими крупными сервисами. Звонки между пассажиром и водителем или курьером можно пропустить через серверы компании, чтобы сотрудники вообще не видели номер клиента.
Ситуацию также прокомментировал водитель такси Александр, который работает с несколькими агрегаторами
«В Gett Taxi я вижу номер клиента. Точнее, я его не вижу изначально, но я могу позвонить по прямому номеру клиента, и, если будет надобность, оставить его себе. В «Яндексе» по-другому, там действительно спрятан номер клиента, соблюдается прайвеси, но исключение, когда клиент сам звонит водителю. Его при желании можно увидеть. Это проблема квалификации кадров, в любой компании менеджеры имеют доступ к номерам клиентов, и в банках то же самое, то есть тут зависит от чистоплотности персонала. Но если мы фильтруем персонал, то у нас услуга дорожает и возникает все равно эта ниша сверхдешевого такси, копеечного, в котором может случиться все что угодно».
Тем не менее использование более дорогих сервисов не панацея. В ответ на каждую громкую историю компании заявляют об ужесточении правил отбора сотрудников, но предотвратить все инциденты пока не получилось. Пассажирам такси следует всегда уведомлять сервис о странном поведении водителя.